анимасфера
|
||||||
|
Взаимодействие искусств в анимации "Рисунок, который почему-то движется..." Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006. Для просмотра иллюстраций в полном размере кликните на выбранном рисунке. ![]() Леонид Викторович отвечает на вопросы главного редактора А.А.Мелик-Пашаева. A.M. Когда говорят, что в анимации взаимодействуют разные искусства, это звучит как нечто само собой разумеющееся, очевидное. Но, это, по-моему, не такой простой вопрос, как кажется: "сложили" разные искусства и получился фильм. Ведь художественный замысел изначально целостен, он не складывается из разных частей. Лежит ли все-таки в основе фильма что-то единое? И - что? ![]() ![]() В мультипликации ведь великолепные актеры в прошлом работали: и Яншин, и Грибов, и Леонов. Конечно, они были всегда очень заняты, берегли время, все делали "компактно", но никогда не халтурно! Сейчас попробуй пригласи какую-нибудь "звезду" - такую цену заломит... Интонация актера очень важна, и сама фактура его голоса, подходящая для персонажа. Но изображение - в основе всего. Я всегда говорю студентам: изучайте искусство и не смотрите только на сюжет картины, смотрите, как написано, как нарисовано - для вас это главное] Читайте побольше самих художников, многие из них были великолепными писателями - Ван-Гог, Делакруа, Коровин, Репин... У них вы найдете то, что часто упускают искусствоведы, историки искусства, когда пишут о тех же художниках. ![]() A.M. Значит, наша мультипликация тогда еще не сознавала себя и не была в полной мере искусством. Но я слышал не раз, как подобный упрек адресуют и диснеевским фильмам. ![]() ![]() А.М. Не хочу нарушать последовательность Вашего рассказа, но, боюсь, неискушенный читатель запутается. Многие считают, да и я когда-то думал, что создатель мультфильма - это и есть художник, а другое его название - мультипликатор. Оказывается, это разные люди, к тому же есть еще режиссер, и он-то - главный. Разъясните, пожалуйста, эту иерархию. Кто что делает? ![]() Надо быть готовым к компромиссу, что-то интересное может прийти и со стороны художника. В игровом кино зритель часто вообще не понимает, что делает художник: кажется, что там просто снимают натуру, хотя на самом деле работа художника огромна. А в мультипликации очевидна его определяющая роль. Художник-постановщик, на основе замысла, эскиза режиссера, создает изображение, зрительно воспринимаемый образ персонажа и всего фильма. А художник-мультипликатор - это "актер" в мультипликации, он претворяет образ, созданный режиссером и художником, в действующего персонажа. Многие люди, даже близкие к кинематографу, не понимают, как велика роль мультипликатора. Работа над фильмом складывается из нескольких периодов. Первый называют режиссерским. Режиссер находит тему, выбирает литературный сценарий. Пишет на этой литературной основе режиссерский сценарий. Рисует черновую раскадровку. Намечает "наезды" и "отъезды" камеры, описывает действие, рассчитывает длительность каждой сцены, определяет характер музыкального ряда. Чем подробнее и тщательнее он все это пропишет, тем более плавно идет дальнейшая работа. ![]() Он рисует основные моменты, основные " точки" движения, а не все его фазы подряд, и рассчитывает время каждого "отрезка" движения. ![]() Как будут двигаться персонажи - это подсказывает и общий изобразительный стиль фильма. Например, лубочный стиль не предполагает глубины, движение должно совершаться в плоскости, с характерной простоватостью. Лубочный персонаж не может двигаться, как герой Диснея, с диснеевской красивостью. (Я говорю сейчас о рисованной анимации, но так же и в кукольной: характер движений куклы должен исходить из ее образа. Кстати, чем кукла примитивнее, тем больше фантазии вкладывает ребенок в свое общение с ней. С Барби, например, фантазировать не о чем: у девочки в руках полное подобие ее самой, только маленькое. В этом далее патология какая-то есть...) ![]() A.M. Но и мультипликатор - далеко не последняя инстанция? Л,Н. Нет, конечно. Мультипликатор указывает количество фаз каждого движения - и начинает работать фазовщик. У Диснея его называют ассистентом мультипликатора. Он прорисовывает фазы, переходные состояния от одного положения к другому. A.M. Много ли меняет компьютер в этих творческих и технологических процессах? ![]() А.М. Не возникает ли соблазн делать на компьютере и саму "фазовку", переход от одного положения к другому? Ведь техника, наверное, это позволяет. Л.Н. Можно ли не рисовать вручную, а "сфазовать" механически? Наверное, можно. Но чтобы это хорошо сделать, нужны немыслимые деньги. Машинное время, программисты - все это не сопоставимо с нашими бюджетами. И потом... Работая с фазовщиком над каждым движением, художник-мультипликатор подсказывает ему те или иные акценты. Движение может быть сложным. Он рисует артикуляцию: рот, произносящий "А" - это одно, "У" - другое... Живая рука художника всегда привлекательна. Мне кажется, сейчас уже начинают уставать от механического и тянутся к человеческому. ![]() Обучаясь режиссуре на кафедре мультипликационного фильма во ВГИКе, студенты проходят в курсовых работах эти "ступени" прорисовщика, фазовщика и т. д. На практике режиссерами обычно становились художники-постановщики, но иногда и прорисовщики, ифазовщики. Тогда режиссер, работая, например, с мультипликатором, может ему что-то конкретное подсказать. Параллельно с работой прорисовщика делается цветной фон, на котором герой действует. Потом - "чистовая" фазовка, новая съемка, новый просмотр - и оператор снимает окончательно, на цветную пленку. ![]() A.M. Мы как будто не говорим специально о взаимодействии искусств, но то и дело Вы к этому возвращаетесь. Звучание музыки подсказывает режиссеру, что надо изменить в изображении, в драматургии эпизода. А как вообще выбирается музыка для мультфильма? Не всегда же она пишется заново. Л.Н. Использовать "готовую" музыку, уже существующую запись, почти никогда не удается. Могут быть фильмы, снятые на готовую музыку. Гарри Бардин снял фильм по "Адажио" Альбинони. "Фантазия" Диснея - фильм на музыку "Весны священной" И.Стравинского. Там участвует реальный оркестр, Леопольд Стоковский за пультом... Это другое дело. ![]() Когда я делал фильм "Не любо - не слушай", по Писахову, ансамбль народной музыки Димитрия Покровского был еще самодеятельным. Они ездили по деревням, учились играть на инструментах, "голосить" по-народному. Я ходил на их концерты, все это очень хорошо ложилось на мою тему. Этот ансамбль был впервые записан в моем фильме. ![]() А.М. Вы - знаток и ценитель русской литературы, фольклора литературного. Наверное, искусство слова играет болъшую ролъ в вашем творчестве, да и вообще в искусстве анимации? Л.Н. Я говорил, что главное в фильме - зримые образы, но также можно сказать, что в основе - слово. Все ведь начинается с литературной основы, со сказки, басни, с экранизации литературного текста. Некоторые спрашивают: зачем слово в мультфильме, ведь и так все видно? А я приверженец звучащего слова в мультипликации. Народный язык так выразителен! В наше время мусорной болтовни это особенно заметно. Два-три слова человек скажет - но как емко и выразительно! Когда-то мне попалась замечательная книга Бориса Шергина "Океан-море русское". Можно сказать, из-за нее я стал ездить на Север. А какой великолепный язык у Степана Писахова: "У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет..." Тут каждое слово так и ложится на изображение! "Песней мы себя как лампой освещаем". Или вот у Шергина: "Прибыльное это дело для души на чужой успех любоваться." Для меня слово в мультипликации всегда было очень важно. Даже в "Антошке" мне незамысловатый текст понравился и помог: в нем угадывался образ этого мальчика. "Вершки и корешки" - там я написал сценарий по сказке, в раешном стиле. "Комаров" - по замечательному рассказу Ю.Нагибина, я его услышал в исполнении Плятта. Потом Нагибин и сценарий этого фильма написал. ![]() Ведь Слово - основа всего. Важна и музыка, и архитектура, и песня народная. Рождается человек - и слышит слова родного языка, слышит напевы. Недаром Лиза Скворцова взяла для цикла своих мультфильмов настоящие колыбельные песни разных народов мира - это чистый родник, и это интересно всем. Времена меняются, но пласты культуры надо сохранять, через формы разных искусств доносить до молодежи то, чем богат наш народ, и другие народы. Вы также можете прочитать статью В.Кудрявцевой-Енгалычевой, художника-постановщика фильмов режиссера Л.Носырева "Создать атмосферу сказки" |