анимасфера




Взаимодействие искусств в анимации




В.Кудрявцева-Енгалычева,
заслуженный художник РФ, член Союза художников и Союза кинематографистов России; художник-постановщик фильмов режиссера Л.Носырева

Создать атмосферу сказки

Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006.
Для просмотра иллюстраций в полном размере кликните на выбранном рисунке.


Л. Носырев и В. Кудрявцева-Енгалычева Работа над анимационным фильмом начинается с определения темы, задачи и изобразительного стиля. Во многом эта творческая работа созвучна работе над живописным полотном, над графическим оформлением книги, над созданием музыкального произведения. В анимации главное - одушевление рисованных (или кукольных) персонажей, определение занимательных сюжетных решений, разработка сценария. Какими лее средствами мы создаем "среду" сказки, рассказа, картины, сценария, погружаем зрителя в активное пространство? Поскольку анимация - это оживление нарисованных картинок или кукольных героев, то художник рисует тысячи рисунков фаз движения, чтобы его герои жили своей неповторимой жизнью на экране.

Базарная площадь. Эскиз к мультфильму 'Мистер Пронька' Чтобы получился интересный фильм, художник-постановщик ищет самые характерные черты в рисованных персонажах, заостряет и выявляет их психологию. Ищет масштабное и композиционное взаимодействие их внутри кадра.

Сначала все действующие персонажи подробно рисуются на кальке или на графическом планшете компьютера, а затем раскрашиваются. В моих фильмах обычно на 13 минут экранного времени (весь сюжет небольшой сказки) в раскадровке делается 130 - 140 сцен - композиций кадра.

Музыка в анимации очень важна! Она создается композитором для фильма по раскадровке, разбитой на временные куски, где и определяется главная музыкальная тема. Все действующие лица фильма будут двигаться в ритме основной мелодии. Анимационные фильмы ограничены по времени - поскольку есть экранный стандарт 1 часть =13 минут (2 части = 26 минут и т.д.), и необходимо представить, найти выразительную лаконичную музыкальную тему, подходящие к характерам персонажей реплики актеров, сохраняя в изобразительном решении фильма единый стиль.

Эскизы движений фигур для мультфильма 'Мистер Пронька' Обязательным условием для взаимодействия всех этих составляющих становится неповторимость и индивидуальность характеров персонажей.

Музыкальное оформление анимационного фильма может быть основано на развитии различных фольклорных тем, на изменениях психологического состояния героя, которые отражаются в музыке, на смене ритма (бег, прыжки, различные приключения и т.д.), на передаче состояний природы, шумов воды и ветра, дождя, пения птиц и других шумовых эффектах.

Анимационные фильмы - сказки режиссера Л.Носырева, в которых я участвую как художник-постановщик, представляют собой параллельное взаимодействие фольклорных и ритмических музыкальных тем. Это такие фильмы, как: "Волшебное кольцо", "Не любо - не слушай", "Пинежский Пушкин", "Мистер Пронька" и др.

В анимационном фильме главное - лаконичность, необходимость изображать типаж условно, даже схематично, то есть отобрать рисунок персонажа с наименьшим количеством деталей, усилить цветовое воздействие кадра. В музыке фильма главная тема выявляется с предельной простотой (мелодия должна четко восприниматься зрителем - слушателем). Распространены и анимационные сюжеты, которые основываются только на ритмичном движении персонажей и музыкально-сюжетной темы и не требуют никакого вмешательства голоса актеров или закадрового текста.

Медведь и Перепелиха. Эскиз к мультфильму 'Перепелиха' Во многих живописных полотнах тоже существует пронизывающая сюжет "музыка". Например, русский живописец А.Куинджи создал "Лунную ночь на Днепре "(музыкальная тема словно звучит с полотна), француз К.Моне написал запоминающиеся холсты - как музыку в красках - серия "Руанский собор". Очень интересен с этой точки зрения немецкий художник Пауль Клее, с присущей ему ритмичностью цветовых пятен, мерцанием тонов, которое одушевляет полотно и словно создает какие-то новые "художественные понятия".

Сюжеты анимационных фильмов различны; преобладающие - анимационная сказка, экранизации, фантастические фильмы, сатирические сюжеты и др. Удачные, хорошо принятые зрителями фильмы обычно имеют глубокую драматургию, то есть понятный, хорошо разработанный сюжет, замысел, его развитие и концовку; их отличает эмоциональность решения темы, соответствие стиля эпохе, в которой развивается действие, выразительное цветовое решение. Все это делает анимацию искусством многомерного синтеза.

В своих анимационных фильмах "Не любо - не слушай", "Волшебное кольцо", "Пинежский Пушкин" я разрабатываю собственный стиль, основанный на многолетнем изучении традиций народного искусства во всем его многообразии. В них преобладает мажорная атмосфера северной русской сказки.

Главная задача - создать сказочную таинственность, заинтересовать, погрузить в нее зрителя и слушателя.




Эскизы к мультфильмам "Волшебное кольцо", "Пинежский Пушкин" можно посмотреть на странице, где размещена статья "Рисунок, который почему-то движется..."

Hosted by uCoz