анимасфера
|
||||||
|
Взаимодействие искусств в анимации С. Кольцова, киноцентр "Веснянка", г, Днепропетровск, Украина В основе фильма движение и ритм Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006. Для просмотра иллюстраций в полном размере кликните на выбранном рисунке. ![]() История мультфильма началась с поездки в маршрутке на съемки. С нашего окраинного жилмассива приходится ехать минут сорок, чтобы попасть на студию. Мы уселись в маршрутку, водитель традиционно включил радио, поехали! Коллектив в этот раз у нас был девчоночий, поэтому песню "Муси-пуси" подхватили и подпевали бы, если бы я не остановила. Чтобы отвлечь от вокальных порывов, предложила "конструктив": давайте к прослушанным песням придумывать видеоряд - аналог клипа. Выделяем строфу, ради которой эта песня сочинялась, и ассоциативно "наворачиваем" на нее сюжет. Бели у песни доминирует мелодия - идем от мелодии, ассоциаций, которые с ней связаны, а слова могут совпадать лишь изредка. А есть такие песни, что если сделать видеоряд строго по тексту -просто обхохочешься: "То ли это ветерок мои губы колышет..." и т. д. Вот мы так хихикали, придумали парочку неплохих "клипов", и тут София Ротару запела песню "Одна калина". Веселая, жизнеутверждающая мелодия явно доминировала над словами, которых было немного, в основном повторялся припев. На мой взгляд, эта песня несколько "плакатная ", я на что-то интересное со стороны детей не рассчитывала. Только удивилась, вслушавшись в слова: "Вот она поет, что ей сумно (грустно), а ведь мелодия-то веселая". Прислушались к словам. Решили, что песня все-таки грустная, поскольку в тексте речь идет о потерях. А как же веселая мелодия? Кто-то сказал: "Это потому, что есть надежда, ведь остается родина, куда человек, несмотря ни на что, всегда может вернуться". И тут уже всем стало понятно: это песня о тех, кто покинул родину. Наверняка вы видели, как прощаются дети со своими друзьями. "Расставанье - маленькая смерть" - поется в одной опять-таки популярной песне. Много разных историй рассказали дети, вспоминая своих друзей, родственников, знакомых, живущих теперь уже далеко, в других странах, говорящих на других языках, улыбающихся нам только с ярких глянцевых фотографий. Потом, на занятиях, были нарисованы кадропланы сюжетов, историй, воспоминаний, навеянных, скорее не самой песней, а обнаруженной в ней идеей. Вероника Молодых - мастер символов и обобщений. Ее раскадровка больше других, на мой взгляд, отвечала духу самой песни. В сумбурных, динамичных эскизах Кати Зориной переплетаются ветки калины, крылья птиц, руки бегущих детей, они как бы превращаются друг в друга. И в этих графических метаморфозах рождается третье измерение, присущее уже искусству кино, - время. Ира Марченко более сдержана, но крупные планы и комментарии к ним раскрывают глубину переживаний героев. В итоге коллективного творчества родился сюжет, собран итоговый кадроплан, и началась работа художников-мультипликаторов. Эта работа содержит два блока, связанных друг с другом, - разработка фонов и героев. Фоны очень важны - они создают эмоциональную среду каждой сцены и фильма в целом. Опираясь на кадроплан и характер сцен, ребята нарисовали яркие красочные фоны родной природы, урбанизированные городские пейзажи Нью-Йорка, интерьеры. Вот где пригодились занятия по живописи, которые систематически у нас проводятся и очень любимы детьми. С героями поначалу дело шло успешно. Нарисовали крупные планы (то есть портреты) главных героев, фигурки второстепенных персонажей, а также детали антуража. Когда же приступили к изготовлению марионеток главных героев, то столкнулись с рядом трудностей, связанных с самым главным таинством анимации - оживлением. Основная причина их возникновения - возраст авторов. Это не малыши, смелые в неведении и поэтому гениальные в своем наиве. Кате16 лет, Веронике -12. Они уже 5 лет занимаются в студии, сняли не один фильм и поставили перед собой достаточно высокую планку. Движения героев не должны быть корявыми и смешными, ведь речь в фильме идет о серьезных вещах. ![]() Песня, помимо ритма, задавала длительность фильма - 4 минуты, а это немало для любительского мультфильма (в том числе и для несчастного зрителя, который будет его смотреть). Эти 4 минуты необходимо было насытить динамичным видеорядом. Были сняты сцены счастливых дней на родине и трагические сцены отъезда, фантастические эпизоды превращения героев в птиц и бегства из чужой страны верхом на месяце - всего около 35 планов. Снимали почти целый учебный год. А когда наконец сели монтировать фильм, то оказалось, что сюжет сюжетом, но из песни слов не выбросишь. Стали собирать видеоряд с оглядкой на слова и ритм песни - сюжет стал дробиться на кусочки, получился клип "Одна калина" длиной в 4 минуты. Но история пропала, и этого было жалко. В качестве эксперимента решили сделать еще один фильм на том же видеоматериале, убрав песню и следуя сюжету. Самое трудное было расставаться с хорошими сценами, которые, однако, сбивали ритм, тормозили и путали действие. Из 4 минут было оставлено чуть больше 2-х. Сюжетная линия стала чище, а сам фильм стал самостоятельным произведением, а не иллюстрацией к песне. Озвучили инструментальной музыкой и мелодией сопилки. Мы назвали его "Дорога домой". ![]() Конечно, мы, взрослые, можем сто раз поспорить с такой постановкой вопроса, но дети, в отличие от нас, живут здесь и сейчас. Как знать, может быть, самым светлым воспоминанием в жизни останутся не шикарные приобретения или всеобщее признание, а тот самый приятель, который играл для тебя на сопилке, сидя под кустом калины? А вкус у калины сладкий и терпкий... Авторы старались, чтобы в фильме причитались эти мысли. И хоть от песни, породившей сюжет, в конечном варианте пришлось отказаться, все равно в фильме осталось ее настроение "смеха сквозь слезы", когда уже нечего терять. Но остается надежда. Когда наших ребят спрашивают: "А что самое главное при создании мультфильма?", дети отвечают по-разному. Кто-то считает, что основное - это интересный сюжет, кто-то на первое место ставит красивые рисунки, некоторые считают, что звуковое, музыкальное сопровождение играет главную роль. На мой взгляд, все они правы, просто ответы их чуточку неполные. Движение, существующее в кадре, оживляющее бумажных марионеток, рождает в зрителях эмоции, настроение, переживания. Вот то, что собирает воедино сюжетную, изобразительную, музыкальную составляющие и сплавляет их в самостоятельное произведение, - фильм. Душа фильма очень часто определяется музыкой. Скажем так: музыка в состоянии выявить и усилить эмоциональные нюансы, которые могут быть незаметны в отснятом материале. Она обладает теми же качествами, что и видеоряд, - изменением во времени и ритмом. Удачно подобранная музыка, ложась на видеоряд, иногда расставляет дополнительные акценты лучше режиссера. Работая над мультфильмом, дети выступают в роли литераторов, сценаристов, режиссеров, потом в роли художников, аниматоров, затем в роли инженеров фильма - при монтаже и озвучивании. Вместо узкой специализации здесь действуют законы синтеза искусств. Таким образом, основная идея, ради которой снимается фильм, имеет несколько измерений, каждое из которых дополняет и оттеняет остальные. Да и сама работа над фильмом требует слаженности и трудолюбия. Для меня очень ценно в детях стремление сделать свою работу как можно лучше, даже если для этого нужно дополнительно потрудиться. Но самое, на мой взгляд, главное - это сам творческий процесс, который возможен только при "горении" его участников, желании сделать кино о том, что кажется им важным. |