анимасфера
|
||||||
|
Взаимодействие искусств в анимации Н. Довгялло киноцентр "Веснянка", г. Днепропетровск, Украина Волшебство анимации привлекает детей Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006. Для просмотра иллюстраций в полном размере кликните на выбранном рисунке. ![]() Вначале было слово Я дала задание малышам (это - второй класс) сочинить историю о себе, а потом "издать" свою первую книжку. К заданию отнеслись очень серьезно. Надо не только придумать, но и сделать последовательные рисунки, чтобы событие развивалось в изобразительном решении. Все сложно и непонятно. Какая должна быть обложка, да и сама история - о чем? Не успеваю уследить, как Алина уже рисует сказочный дворец и говорит, что сочинила сказку про спящую царевну. Ей эта сказка очень нравится, и она присвоила ее себе. Варя сочинила историю про собаку, которая влюбилась в одуванчик. История такая длинная, что я устала слушать, да и Варя устала рассказывать. Там была не только собака. Герои менялись, а повествование все не кончалось. Мне понравилась идея. Я и сама люблю эти первые летние цветы. Можно, спрашиваю, мы возьмем только кусочек твоей истории про собаку и одуванчик и сделаем мультфильм? Варя, подумав, согласилась. Повторяет эту историю для всех. Всем нравится. Собак они знают, одуванчики тоже. Ни у кого не возникает сомнения, что собака может влюбиться в одуванчик. ![]() С историей все понятно, собака осталась жива. "А потом, летом в траве много-много одуванчиков", - мечтательно говорит Алина. "Откуда они взялись??" - опять пристаю я. "Парашютики падают и вырастают одуванчики, - объяснила Лида. - Мне мама рассказывала". Графика Начинаем работу над первым мультфильмом. Варя, как автор сюжета, делает первую в своей жизни раскадровку, хотя и не знает, что это такое. Я ей расчерчиваю лист на квадратики, и она последовательно рисует все события своей истории в картинках, карандашом. Всем остальным даю задание нарисовать собаку - главного героя фильма. Мы уже обсуждали фильмы. Знаем, кто "герои", что такое "фоны". Собаки получились очень разные. Выбираю Светину. На длинных ногах, уж очень она грустная и необыкновенно привлекательна. "Чего-то, Света, твоей собаке не хватает?" - говорю. Света быстро пририсовывает усы и уши, которых не было. И собака совсем становится похожей на кота. Но делать нечего, герой уже выбран. Главное, что такого второго не будет. И собака, и одуванчики, и дед с бабой - все делается в эскизах, рисуется на отдельных листах бумаги либо карандашом, либо черной ручкой. Уж больно четко и ярко смотрится черная линия на белом листе. Так дети семи-восьми лет привыкают к серьезной работе с эскизами. Опять объявляю конкурс: на деда с бабой, на домик для них и будку для собаки. Дед и баба получаются очень молодыми. Вспоминаем всех дедушек и бабушек, которых знаем. Ходим по студии - как ходят дети, как ходит и "балдеет" на солнышке собака, как медленно передвигаются дед и баба. Вспоминаем, что они уже плохо видят, носят очки, что морщинки на лице. Самыми интересными получились дед и баба у Лиды. И очки она одела, и домик аккуратный. Каждый рисует свой эскиз, свою картинку из будущего фильма. Детей много, все хотят участвовать в работе. Работа с цветом Света рисует на большом стекле для выставки свою собаку и деда с бабой. Собака заняла все пространство, и где-то над ней, в уголочке, помещается домик, а дед с бабой стоят на большой спине нашего героя. Света спрашивает, в какой цвет покрасить собаку и, получив разрешение, красит ее в яркий красный цвет. Пока я объясняю, как сделать подвижную марионетку и отдельное лицо бабы с губами, бровями и глазами, Алина старательно вымазывает целую банку красивой зеленой краски на фон. Это травка. Бумага размокла, и в фоне появилась дырка. Жалко краски, но ведь ребенок старался, а фон мы подклеили. Кто-то делает одуванчики, кто-то парашютики к одному большому одуванчику. Настя плачет - у нее нет своих героев. Срочно селим в наш фильм кур, гусей и петуха. У Насти есть работа. Сложным оказалось нарисовать дерево. Все деревья слишком круглые. А ведь должна торчать ветка, за которую цепляется собака. Рисуем отдельную ветку и добавляем к дереву. Кто-то рисует небо, желтое солнце, похожее на одуванчик. Света закончила свою картину и взялась за марионетку героя фильма. Собака получилась очень красивая, на высоких ногах, но синего цвета. Я очень удивляюсь, а Света говорит, что мы делаем сказку, а в сказке может быть любой цвет. Это мои слова. Пришлось смириться. Но теперь на голубом небе эту синюю собаку будет плохо видно. Что делать? Решаем, что собака будет летать на одуванчике вечером, когда солнце стало красным и небо тоже. Пришлось рисовать еще один фон и еще одно красное солнце. Съемка Наконец у нас есть сюжет, кадроплан в рисунках (словами записывать еще трудно), есть отдельные герои, которыми мы уже поигрались, есть фоны. Пора снимать. У нас задача одна - понять, что такое анимация. Ведь это первый фильм. Авторов много - 10 человек. Всем хочется поехать на студию в съемочную, где много аппаратуры и где дети снимают мультфильмы. Я беру по три человека на съемку. Работаем по три-четыре часа с перерывами на экскурсию по " Веснянке", со знакомством с сотрудниками, с чаепитиями, ведь долго работать они еще не могут. Показываю, где видеокамера, как двигать марионетку. На экране телевизора дети видят свои руки, своих героев. Сначала просто играем героями под камерой, а потом снимаем. Один следит за кадропланом и за экраном телевизора. Он же командует съемкой. Тут тоже свои сложности: и руки надо убрать со съемочного стола, и глаза у героев закрываются не так, как надо. У деда, например, ресницы растут вбок, а баба, мало того что сама полетела на дерево снимать собаку, но еще и летит параллельно земле. Так самой маленькой Насте было удобнее, ведь она стояла сбоку от съемочного стола. Да и собака летит вниз очень странно, руля хвостом. Вот "балдеет" она на солнышке очень хорошо, естественно. Так, поочередно меняясь, мы снимаем наш фильм. По дороге на студию разговариваем о жизни, о мамах, папах и разных разностях. Во время монтажа фильма пришлось много вырезать - там влезли руки, там дернулся фон. Но вот J все собрали, положили на музыку, и получился трогательно-романтичный фильм. Теперь мои малыши стали юными аниматорами. Живопись и музыка в анимации В нашем кружке традиционной анимации киноцентра "Веснянка" мы много рисуем. Уже несколько лет занимаемся еще и живописью по стеклу. Это искусство, зародившееся еще в древней Византии. Техника достаточно сложная, но очень яркая, эффектная. А дети любят все яркое. Вика и Аля создали уже много картин на стекле, часто на тему снимаемых ими фильмов. Ведь к образу героя надо как-то "прижиться", проработать его в разных вариантах, разных ситуациях. А тут еще А.Петров (профессиональный аниматор) со своими фильмами, снятыми в особой технике - живописи по стеклу прямо под камерой. Его "Русалка" заворожила нас. У Вики - талант. Она рисует очень быстро, у нее пластичные, подвижные образы. Вика и Аля уже "заслуженные аниматоры". У каждой за плечами более 10 фильмов. Они представляют, что и как будет смотреться в фильме, не боятся никакой работы, чувствуют ритм, умеют снимать, монтировать, подбирать музыку и, главное, любят экспериментировать. Мы загорелись идеей снимать фильм не с заранее нарисованными фонами и героями, а рисовать прямо под камерой на стекле. И попробовали - сняли крохотный этюд с рабочим названием "Страхи под кроватью". Мальчик спит, и ему чудятся всякие страхи. Фильм решен в духе традиционной анимации: фон, герой (мальчик) - бумажные, а страхи мы рисовали прямо на стекле съемочного стола и поэтапно снимали. Рисовали не масляными красками, как Петров, а гуашью. По многим причинам - и дорого, и долго, да и вредно детям дышать растворителями. Экспериментировать, так экспериментировать. Дети у меня творческие. Решили и озвучить необычно - только всякие шумы и звуки, и никакой музыки. Этюд получился! Назвали его "Ночь". Я предложила девочкам снять фильм по мотивам песни "Волшебная скрипка" полностью в технике живописи под камерой. Это песня о любви, о музыке и разочаровании в любви. Песня с потрясающе красивой музыкой . Девочкам в 15 лет тема любви очень близка. А разочарования - у кого их нет? Вика и Аля решили работать вдвоем, никого больше в команду не взяли. Как всегда у нас, от сюжета песни ничего не осталось - мы ведь не снимаем клипы, это не интересно. Осталась музыка, любовь к скрипачу и разочарование. А волшебство музыки попробовали передать зацветающими полями, превращениями музыкальных нот в ярких летящих птиц. Разочарование - это венок, который несла девушка, облаком растворившийся в ее руках, да и сама девушка, от горя превратившаяся в птицу. Все время возникали проблемы: как передать в подвижном видеоряде музыку? любовь? разочарование? эмоцию? Я уже не говорю о технических трудностях. Краска расплывается по стеклу, долго сохнет, а когда высыхает - меняет цвет. Можно нарисовать возникновение картинки. И это очень красиво. А как быть с движением, с одушевлением героя? Стекол мало, на нарисованном очень трудно, например, пробежаться босыми ногами по расцветающей полянке. Ведь фильм - это изменение во времени, движение. Я вообще боялась, что у нас получится не фильм, а диафильм. То есть будут возникать меняющиеся картинки. Но мои девочки применили все свои знания и умения. То они делали наезды, то двигали отдельным стеклом, снимали на трех-четырех "этажах", иногда перерисовывали "мокрого" героя на мокром стекле. При этом у них шевелилась травка, менялись облака на небе, летели птицы... ![]() Это история возникновения одного фильма. А вообще анимация - это соединение литературного сюжета, живописи, музыки и... но об этом позднее. Подведем итог Чтобы создать анимационный фильм, нужен сценарий. Нужно, чтобы в сюжете было меньше прямой речи. А мы в "Веснянке" стараемся приблизиться к немому кино, к фильмам, где звучит только музыка. Это интернациональный, понятный всем язык. Недаром мы показываем своим детям фильмы Чарли Чаплина. Сценарий должен быть четким, понятным, и не слишком длинным; иметь завязку, кульминацию и конец. Дети рассказывают длинно, подробно - "что вижу, то и пою". Сейчас они мало читают. Только то, что задают в школе, и то в сокращенном варианте. Но не все. У читающих получаются более интересные фильмы. Следующая составляющая мультфильма - рисунок, живопись. Причем именно в этом порядке. Ведь надо создать героя, его образ, мир, в котором герой живет. Герой должен быть интересным, запоминающимся, ни на кого не похожим. Я очень люблю фильм Е.Назарова "Жил-был пес" и привожу его детям как пример образов, деталей, характеров. В графике делаются эскизы героев, фонов и кадроплан. (Его в картинках делают даже малыши.) Это последовательность развития сюжета в видеоряде, запись предстоящего действия. Серьезная работа, без которой к фильму мы даже не приступаем. И следующий этап - цвет. Подбираем цвет героям и фонам. Фон, при всей своей красоте, не должен мешать. Он должен нести эмоциональную нагрузку и не переигрывать героя. Должно быть пространство для движения героя. ![]() В кино есть такие понятия - планы. Это общий план, где видны все герои на фоне; средний план - герой до пояса, например; крупный план - лицо; деталь - рука (или глаза). И всеми этими планами надо научиться пользоваться. Так в литературе подробно описывается отдельный герой - он главный, или ситуация - кульминация произведения. А в живописи более четко, ярко или крупно, или на переднем плане, выписывается нужная деталь. Такую же роль в кино имеют планы. Еще одна составляющая фильма - звук. Я уже говорила, что мы стремимся к немому фильму, только в сопровождении музыки. Свой давнишний фильм-сказку "Свинка Парасинка" мы тоже делали немым. Сняли, показали его зрителям, а те ничего не поняли. Пришлось фильм озвучивать словами. Многие профессиональные мультипликаторы начинают с музыки, как Горлинке, например. Он был у нас и рассказывал, как работает. А мы частенько просто подбираем музыку на уже снятый фильм. Есть еще монтаж отснятого материала. Какая сцена, эпизод пойдут вначале? Сколько времени надо складывать крылья и улетать? Что надо замедлить? Что убыстрить? А что вообще вырезать? Как-то Федор Хитрук, просматривая отснятый материал, смеялся от радости, а потом сказал, что этот эпизод придется вырезать - он сбивает ритм фильма. На мой взгляд, это героический поступок. Очень трудно выкинуть то, что так долго придумывал, делал, снимал. А особенно, если тебе это нравится. Но без этого нет фильма. Ведь анимация - не просто соединение литературы, рисунка, музыки. Здесь есть еще и движение во времени. А у него свои законы. Ритм фильма. Его надо почувствовать, ощутить. Надо выдержать меру во всем: в скорости повествования, в цвете, рисунке, музыке, в длительности сцены, эпизода, фильма, наконец. Чуть-чуть больше, чем надо, крупных планов, чуть-чуть меньше - и уже нет фильма. Какая-то идея не читается. В искусстве на этом чуть-чуть все и держится. Мои дети говорят: "Давайте делать сказку". Им нравится своими руками создавать свой мир, мир своей мечты. И на каждом этапе все может измениться от какой-то новой идеи. Это так здорово - дух творчества! ![]() |