анимасфера




Взаимодействие искусств в анимации




Е. Тихонова,
педагог студии "Поиск", г.Новосибирск

Мультипликация - синтез искусств
Из дневников мультипликатора

Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006.


Е.Тихонова. Рисунок участника фестиваля
'Жар-Птица' "Работа мультипликаторов не имеет аналогов в других искусствах, хотя вбирает в себя почти все виды художественного творчества. Отдельными гранями она схожа с профессией художника, актёра, музыканта, скульптора, если угодно, даже иллюзиониста".
(Ф.Хитрук).


Эти замечательные слова Фёдора Савельича Хитрука можно и нужно отнести и к работе юных мультипликаторов. Они старательно и с удовольствием работают сочинителями, сценаристами, художниками, музыкантами, артистами и режиссёрами и в конечном счёте ощущают себя настоящими волшебниками-фокусниками, потому что создают свой удивительный фантастический мир, вмещающий в себя их небольшой жизненный опыт и бескрайнее воображение. Но сколько лее им предстоит узнать и сделать, чтобы получился мультик, понятный и интересный зрителю.

"Эйзенштейн говорит об искусстве так: искусство есть разъятие живой цельной материи на отдельные компоненты с тем, чтобы из них организовать новую цельность. К анимации это относится вдвойне: мы сами создаём эти компоненты"
(Ф. Хитрук).


Это сказано взрослым про взрослых, но ведь и дети создают свои фильмы из отдельных кирпичиков, соприкасаясь с различными видами искусства.

При создании фильма дети имеют возможность попробовать себя в разных видах творчества.

Мультипликация состоит из стольких слагаемых, что её порой трудно объяснить. Собственно мультипликация - это синтез искусств. В чём же это выражается и как это выглядит на практике? Для того чтобы сделать мультик, нужно:

- родить идею, сочинить историю;

- нарисовать (слепить, изготовить) героев, фоны и бутафорию;

- изобразить шумы, подобрать музыку, озвучить историю;

- продумать систему оживления;

- написать сценарий, сделать раскадровку;

- провести съёмки;

- просмотреть и грамотно обсудить фильм.

То есть ребёнок в своей работе движется от слова к картинке, от картинки к звуку, от звука к движению, от движения к одушевлению. Получается, что мультипликация - это искусство сочинять, рисовать, лепить, оживлять, снимать, говорить, петь, играть, музицировать... Список можно продолжать бесконечно.

Кадр из мультфильма 'И заживем С чего же всё начинается? Естественно, с идеи, а мощным источником идеи является литература. Сказки, сочинительство, поэзия - с этого начинается творческая деятельность любого "приличного" ребёнка-мультипликатора. Без сочинительства мультик не создашь, ведь употреблять готовые сюжеты у нас в студии не принято. Сочиняются лучше всего по ассоциации с увиденным, услышанным. Со дна детской памяти всплывают знакомые сказочные образы, истории, фильмы. Всё это подкрепляется фантазией. Дивный багаж детства - сказки Андерсена, братьев Гримм, Гауфа, Перро, Дж. Родари, Ершова, Козлова, Носова и, конечно же, Льюиса Кэрролла с его чудесами, чемоданными словами и забавными стихами. Можно использовать массу приёмчиков, чтобы расшевелить память и взбаламутить фантазию ребёнка, и тогда он подойдёт к созданию своей истории сознательно и творчески.

Далее нужно научиться рассказать свою историю так, чтобы она была понятна, интересна, увлекательна, забавна. А иногда еще нужно просто научиться говорить внятно, с выражением, эффектно. Нужно научиться изобразить свою историю.

"Первое качество, необходимое мультипликатору, владение рисунком, затем способность видеть движение и передавать его в рисунке, понимать механизм движения. Отсюда мы перейдём к умению окарикатуривать действие, гиперболизировать его комические стороны, создавать таким образом у зрителя эффект ожидания"
(Ф. Хитрук).


Соответственно нужно заняться рисованием, живописью, узнать, что такое цвет, как с ним дружить и заставить его "звучать", заполняя вашу экранную историю.

Кстати, о звучании. Очень быстро ребёнок приходит к тому, что посредством музыки, звука можно передать настроение, характер действия, будь то песня или музыкальная пьеса. А сколько интересного можно узнать о голосах животных, птиц, шумах природы: ветра, листвы, дождя. Дети на занятиях учатся определять характер музыки и как бы примерять на те или иные ситуации или образы, получают начальные сведения по музыкальной грамоте, ведь впереди у них озвучивание собственных мультиков и подбор музыкального оформления.

Для того чтобы ребёнок мог представить, как будет двигаться оживляемый им герой, ему самому нужно научиться двигаться.

"По своим задачам и месту в творческом процессе мультипликация ближе всего к профессии актёра. Разница лишь в том, что он играет не сам, а с помощью рисунка..."
(Ф. Хитрук).


Отсюда один из предметов в студии мультипликации - актёрское мастерство. Это нужно для того, чтобы автор мог представить свою историю, сыграть за своих героев, изобразить их характер, состояние, движения. Не забудьте также занятия на дикцию, ведь "Хорошая дикция - вежливость актёра" (Коклен).

Мультик может родиться из чего угодно: из песенки, рисунка, истории, настроения. Например, у 3-х летней Иры Тарасовой история про Колобка, оладушки и весёлую компанию (мультик "Там, где тучи") начался с хорошего настроения, а закончился самосочинённой песней: "Там, где тучи, там, где тучи висят, там весёлая компания живёт (Ира пела "канпания"), там улитка, бабка-либка, комарок и колобок, их оладушками кормит рыжий кот". Эта незамысловатая песенка возникла из ярких сочных образов, нарисованных ребенком для иллюстрации своей истории.

А у 3-х летней Лины Бибик мультик начинается с песни: "Поставим мы палатку, раскинем мы шатёр и заживём, как в сказке, не так, как до сих пор. Как много звёзд на небе, попробуй сосчитать, до сотни досчитаешь, потом захочешь спать". Из этой очаровательной песенки возникли дивные сказочные образы, ребенок нарисовал свою песню-сказку. И все это получилось настолько гармонично и прекрасно, что фильм вызывает ощущение полного умиротворения. Я, например, пересматриваю его в трудные минуты жизни, для того чтобы поднять себе настроение.

Сама схема занятия в студии мультипликации уже подводит к мысли о синтезе искусств. Как правило, одно занятие заполняется различными видами деятельности. Например:

- разминка, упражнения, графические этюды, наброски, отработка штриха;

- живопись или цветоведение, а может быть, изготовление марионеток;

- съёмочные этюды;

- просмотр фильмов взрослых мультипликаторов;

- обсуждение.

Это один из многих вариантов схемы занятия.

Тема занятия может посвящаться любому из видов деятельности. Например, "Цветоведение - розовый цвет".

План урока:

- прийти в розовом;

- смешать розовый из разных цветов (сделать как минимум 10 разных оттенков), придумать название каждому (например, нежно-рассветно-прозрачно-розовый или сладко-карамельно-лилово-розовый); определить, какой он этот цвет: озорной, нежный, вкусный, тёплый или воздушный, а может быть, он будет бледным или безумным, или колбасно-розовым;

- расшифровать название прилагательными (например: разный, очаровательный, замечательный, околдовывающий, великолепный и пр.);

- сделать розовый чай;

- отметить ассоциации, связанные с розовым (розовый рассвет, обещающий тёплый день или рыже-розовый закат, обещающий на завтра ветреную погоду);

- перечислить розовые предметы и явления (розочка, мороженое, колбаса и сосиски, облака, хрюшка и розовая мечта);

- сочинить розовую сказку.

Кадр из мультфильма 'Семь разноцветныхт Результатом таких занятий могут стать замечательное стихотворение, милая сказка, песня или смешной мультик. Например, "Сказка про зелёную краску", сочинённая детьми З-х-5-ти лет: "Ж ила была зеленая краска (кадр делится на 3 части по вертикали и средняя закрашивается зелёным). У неё было две подружки - жёлтая и синяя (с левой стороны от зелёной появляется жёлтая, а с правой стороны - синяя полоса). Когда зелёная дружила с жёлтой, то становилась яркой и весёлой (половина жёлтой полосы смешивается с зелёным и получается жёлто-зелёный цвет). А когда зелёная дружила с синей, то становилась тёмной и печальной (половина синей полосы смешивается с зелёным и становится сине-зелёным или цветом морской волны). "Вот какая непостоянная!" - говорили другие краски (возникают разноцветные пятна). А фиолетовая сказала: "Да это же просто здорово, что она такая разная! Сколько всего ею можно раскрасить: лес, трава, лягушки, болото, крокодилы, огурцы, яблоки, ёлки и изумруды".

В 2006 году в результате уроков цветоведения появился мультик "Семь разноцветных". Фильм, начатый с рисования, - "Моя мечта" (2001г., автор Андрей Данилин, 7 лет).

Впервые мы попробовали рисовать прямо на стекле под камерой. Мы ещё не знали про Александра Петрова и его фильм "Старик и море ", но решили изобразить утреннее море, слегка колышущееся от утреннего бриза и отражающее разноцветное рассветное небо. Картинка цветного моря исполнялась разноцветными штрихами гуаши прямо на стекле. Съёмка меняющихся разноцветных штрихов создавала ощущение отражения утреннего неба на воде. Этюд получился очень выразительным. Стали вспоминаться лето, пляжи, морские истории и начали возникать стихи:

В голове моей светлой Родился вопрос:
Что за птица.
Неведомый мне Альбатрос?
Познакомится лично
Давно с ним мечтаю,
А пока только в книжках
О нём я читаю.
Альбатрос на рассвете
В небо взлетает
И, кругами летя,
Высоту набирает.
В небе может часами парить
И при том не взмахнув ни разочка
Роскошным крылом.
При хорошей погоде
На воду садится,
Чтобы рыбку поймать
И ей насладиться,
Но а если на море
Буря и шторм,
То ликует и рыщет над волнами он.
Вот какая прекрасная птица
Альбатросом зовётся
И часто мне снится.
И когда я буду большим и
матросом,
Обязательно встречусь с моим
Альбатросом!

Снимать фильм автору помогала вся группа. На съёмках применялись сыпучие материалы (морская пена, облака из соли), море, как уже сообщалось, изображалось красками на стекле, человек и птица снимались в технике-перекладке.

На фестивале "Петербургский экран" (2001год) фильм "Моя мечта" был удостоен I премии.

Кадр из мультфильма 'Прекрасный свет Сочинительство, сказка сложения - это самый часто встречающийся вариант рождения мультика. Прекрасным примером у нас было появление фильма "Прекрасный свет". Автором истории была талантливая сочинительница 5-ти лет, из которой сказки и стихи лились нескончаемым потоком. У неё была целая серия стихов про эльфов, например:

Эльфы живут в красоте и покое, И вес у них есть: И питьё и пища. А всё-таки любовь там тоже есть, Ведь должен же кто-то быть на месте.

История, ставшая мультиком, так и называлась "Прекрасный свет" и текст к му ль тику звучал следующим образом:

"Жила-была принцесса по имени Красновласка. И было у неё королевство - весёленькое и разноцветное. А на краю королевства стояла скала Чёрный рог. Однажды оттуда спустился чёрный паук - чародей. Он влюбился в принцессу, принял почти человеческий облик и захотел жениться на принцессе. Но она сказала: "Ни за что!" - и показала ему. И чародей на неё страшно разозлился. Он собрал все цвета королевства в один большой алмаз, и королевство стало чёрно-белым и унылым. А принцесса стала лохматой и грустной. И села она лить слёзы. А в это время по соседнему лесу скакал на лошади принц. Он увидел принцессу и спросил, почему она такая грустная. И она рассказала ему о своём горе. Принц решил помочь принцессе. Он достал ботинки с присосками, залез на скалу Чёрный рог, достал алмаз и бросил его вниз. Цвета тут лее распались по местам. Принц и принцесса на радостях решили пожениться и назвали своё королевство "Прекрасный свет". А у паука тоже появилась подруга. И зажили они долго и счастливо".

Кадры из мультфильма 'Возвращение' (по ссылке можно открыть три кадра) Фильм, возникший из музыки, - "Возвращение" 13-летней Наташи Белинской. Прекрасная музыка Вангелиса навеяла девчонке историю про любовь, разлуку, возвращение любимого и подсказала индийский колорит. Выразительная музыка и впечатляющий видеоряд сделали историю понятной без слов. Звёздное небо, горные пейзажи, роскошный рассвет и встреча влюблённых, всё это Наташа назвала "Сон, навеянный музыкой Вангелиса".

Как правило, за фильмы, основанные на музыке, берутся дети постарше и ваяют фильмы-ощущения. Например, фильм "Счастье, которое есть". Девушка была очарована музыкой, которую собрал Вячеслав Полунин для своего "Снежного шоу". И мультик на эту музыку получился у неё светлым и радостным, как воспоминание о детстве, стране любви, добра и счастья.

Еще один фильм - "Шарманщик", который был снят по музыкальной пьесе, сочинённой и исполненной на скрипке 15-летней Алей Контарёвой. Пронзительная и горестная мелодия создала образ усталого одинокого человека. Фильм снимала её сестра Ира Контарёва. Очень жизнерадостный человек. Поэтому финал фильма получился светлый и радостный.

Продолжать примеры можно бесконечно. Но с чего бы ни начинался детский фильм, в нём обязательно обнаружатся и литература, и драматургия, и рисунок, и живопись, и музыка, и театр. И всё это будет объединяться наивным и милым детским словом "МУЛЬТИК".





Hosted by uCoz