анимасфера




Взаимодействие искусств в анимации




В. Мещенко,
педагог детской студии телевидения "Старая Мельница", г.Новосибирск

"Узкая специализация" - не для детей!

Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006.

Главное всюду - начать: начало - важнейшая часть дел.
Авсоний

Однажды попавшие в руку малыша фломастер, кусок мела или уголёк становятся для него открытием, чудом. А у мамы при виде каракуль сладко замирает сердце: " Он талантлив! Будет художником!".

Как только малыш приседает в такт ритмичной музыки, держась за жердочки кроватки, с сердцем мамы происходит то же самое - замирает, а "опытный глаз" определяет: "Будет танцевать!".

И первая реакция на "проявление талантов" - за ручку и в школу, в студию, в кружок. Почему? Так ведь хочется "не упустить время", хочется "не дать пропасть" художнику, певцу, композитору, артисту и т.д. И как "не проглядеть" за рисовальщиком танцора или писателя, за певцом - талантливого скульптора или пародиста? Да, сегодня мало кто сомневается в том, что, помимо игры и общения, для общего развития малыша необходимы и такие виды деятельности, как музыка, изо, танец. Но "узкая специализация" не для детей. Они, как известно, познают, поглощают этот огромный, интересный и неизведанный мир всем своим существом. И росчерки-рисунки, и движения-танцы, и сказки, и музыка "про дождь" - это особый язык, способ рассказать о своих впечатлениях от мира, в котором они живут, И есть такой способ "не проглядеть" - дать возможность заниматься таким видом искусства, в котором есть всё, или почти всё, что понадобится нашим детям для познания этого огромного мира.

Каждый ребёнок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
П.Пикассо

Один из путей познания себя в этом мире и своих способностей - мультипликация. К нам в мультипликационную мастерскую приходят дети разного возраста, разных способностей и, прикасаясь, окунаясь в это искусство, каждый становится художником в широком смысле этого слова.

Все знают, что такое мультики. Да, это "живые" рисунки. Мультики - это сказочная страна. Они веселят, учат, воспитывают, удивляют. Мультипликация от латинского слова "мульти" - много. Много рисунков, а затем много кадров, которые при ускоренном просмотре дают эффект движения, оживления. Сегодня чаще можно услышать слово "анимация" (оживление) из-за привлечения к работе столь необходимого теперь компьютера. Но мы, педагоги и юные художники нашей мастерской, больше любим слово "мультипликация", отчасти оттого что старшие дети делают именно рисованные мультфильмы, отчасти и оттого что в нашей мастерской много рисунков, сказок, много идей, открытий, много общения, съёмок, смеха, много творчества.

Причем есть мультфильмы для детей, которые рисуют и снимают замечательные взрослые режиссеры и художники-мультипликаторы, а есть детская мультипликация, где мультфильмы "делают" сами дети.

С чего всё начинается? Все начинается, как и в любом деле, с замысла, с идеи. Идеями переполнены дети на занятиях по сценаристике. Ребятам задается вопрос, ответом на который становится сюжет какой-либо истории. Например: "Чьи следы увидел цветок, проснувшийся от прохладной росы?" или "В каком доме жил этот глиняный чайник с отломанным носиком?". И историю эту каждый юный сценарист, проговорив вслух, рассказывает в рисунке. А рисунок - в форме раскадровки с обозначением крупных, средних и общих планов. Герои пока без тщательной прорисовки - только для представления идеи и обозначения хронотопа событий. Разбуженная фантазия дает импульс к устному творчеству, обмену идеями, общению "по поводу". А затем возникает потребность всё это зафиксировать уже не только в устной речи, а и в изобразительной.

Раскадровка сродни комиксам, но даёт гораздо больше: здесь присутствует взгляд в будущее, перспектива, продолжение - подразумевается и представляется будущий фильм, его съёмки (как это будет на экране?). Причем у детей есть выбор: сделать фильм, используя только свою идею, или объединиться для создания общей работы.

Затем от сценариста - в живопись. Мольберт, большие листы бумаги. Изобразительный материал выбирают сами, в зависимости от замысла. Замысел может определяться предыдущей работой. Если сценарий по теме "Сказки Андерсена" и в разработке были идеи из жизни чайника, то на занятиях по изо каждый художник пишет свой чайник, помещая его либо в пейзаж, либо в интерьер. Происходит "оживление предмета в одном кадре", с учетом композиции, цветовых сочетаний, с отработкой деталей. На этих же занятиях совершенствуется техника маски или завивки, растушевки или линейного рисунка. Пробуем передавать фактуру и свойства предметов или героев: пушистый-колючий, вязанный-стеклянный, легкий-тяжелый и так далее. Экспериментируем с различными техниками, придумывая и пробуя: а как масляная пастель с мягкой на гуаши, а уголь по акварели? Новые приёмы фиксируются и применяются остальными художниками, а вернисажи, которые устраиваются по завершению работы над нашими картинами, дают прекрасную возможность юным художникам "подсмотреть" способы решения композиции, научиться видеть разнообразие стилей, техник, научиться выражать своё отношение к творчеству другого деликатно - играем в "гуманных критиков". Ну и наконец, соотнестись с братьями-художниками, увидеть себя среди остальных. Вся эта работа по рисунку, живописи, лепке превращается в хороший опыт, применяемый и в работе над мультиком.

Вот когда начинается по-настоящему "проживание" своей истории, определяются герои, их характеры. Как передать удивление, гнев, испуг? Дети бегут к огромному зеркалу и там проигрывают эти эмоции. Нередко сами находят новые приёмы: глаза под брови - суперхмурый, мрачный. Убрать брови - беззащитный и т.д. Создание фона - вот прелесть общения в совместной деятельности. Если, конечно, сумели договориться.

А съёмки? Чтобы просчитать количество кадров для передачи поворота головы, прыжка, потягивания, ребята опять проживают это, повторяя жест или поворот несколько раз, уточняя нюансы. Сколько кадров на крупный план, сколько - на общий? Идет анализ, а в сознании всегда нужно удерживать не только картинку будущего фрагмента, но и весь будущий фильм, его сценарное построение. При этом удерживается и эмоциональный фон. В общем, ребенок - и сценарист, и художник, и режиссер в одном лице.

Герои оживлены, но не звучат. Дети знают, как их озвучить: голосом, музыкой, шумами. Голос, интонация, ритм - всё это используется для того, чтобы подчеркнуть характер или ситуацию. Теперь они сами - актеры.

Монтаж завершен, всё озвучено - "фильм снят!". С каким нетерпением и трепетом, волнением и радостью они смотрят своё творение. Так много вложено мысли, работы, времени, вдохновения. Они - авторы, созидатели, творцы.

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это научить их любить себя. Л.Хей

Да, мультфильм как результат - в каждой группе разный. Но относительно своего возраста любой ребенок при создании фильма обязательно пройдет необходимые этапы и попробует себя в различных видах деятельности. Ему просто придётся это сделать. И как брошенному в рассол огурцу приходится засаливаться, ребёнку, делающему мультик, придётся развиваться и приобретать способности к музыке, сочинительству, рисованию, выразительному движению, общению. Потому что очень хочется увидеть на большом экране свой мультик. А следующий, новый мультфильм - это новые приобретения и открытия. Ребёнок будет продолжать развиваться по пути интереса к миру.

И неспроста мультипликация стремительно приобретает такую популярность. Причем и взрослая и детская. Взрослые, очевидно, тоже хотят развиваться. Потому что мультипликация - это искусство интегральное. Мультипликация - искусство, объединяющее в себе столько других его видов, что приходится говорить не о синтезе искусств в мультипликации, а, смещая акцент, о мультипликации как синтезе искусств.



Hosted by uCoz