анимасфера




Взаимодействие искусств в анимации




Ю. Красный, Л. Курдюкова,
преподаватели мультстудии "Веснянка", г. Днепропетровск, Украина


Мультфильм руками детей

Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006.


Лина Ивановна Курдюкова Язык мультфильма видоизменяется в зависимости от интересов и наклонностей авторов.

Можно с уверенностью сказать, что астроном или подводник, микробиолог или стеклодув и т.д., придя в мультипликацию, обогатят ее язык новыми формами и методами съемки.

Попробуем обнаружить указанные связи на конкретных примерах. Уильям Мак-Кей - актер, поэтому он выступал на эстраде вместе со своим динозавром Джерти. При этом Джерти действовал на экране, а Мак-Кей - на сцене.

Владислав Старевич с малых лет любил мастерить поделки из стеблей трав и соломы. Это увлечение перерастает в кукольную мультипликацию - под его руками оживают жуки и стрекозы.

Ленинградский инженер и музыкант Евгений Шолпо открывает в 1930 г. рисованный звук, то есть возможность прямо на киноленте рисовать звуковую дорожку. Немногие знают, что в знаменитом фильме "Дети капитана Гранта " песенка Роберта сопровождается искусственным, нарисованным свистом!

Юрий Евсеевич Красный Сын садовника, современный эстонский мультипликатор Хейно Парс создал серию остроумных познавательных мультипликатов об операторе Кыпсе, действие которых разворачивается в близкой ему с детства среде: на лесной поляне, в пруду - всегда в окружении живой природы.

Но ведь и язык мультфильма, освоенный в детстве, способен внести свою лепту в развитие и совершенствование мировосприятия. Занимаясь мультипликаций, ребенок получает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий и впечатлений. Для нас это положение весьма существенно, так как вплотную подводит к нашей педагогической теме.


В настоящее время эстетическое воспитание осуществляется в различных формах:

1. Вычленение одного вида деятельности. Из всей сферы человеческой культуры избирается для преподавания один предмет (музыка, рисование и т.д.). Остальные стороны личности ребенка развиваются более или менее стихийно. При этом ребенок занимает "внешнюю" позицию по отношению к предмету, т.е. место рисования могли бы занять музыка, моделирование и т.д., а выбор предмета осуществляет, как правило, взрослый ("снаружи").

Такое преподавание направлено на углубленное освоение данного предмета и особенно эффективно в том случае, если удается выявить у ребенка конкретное дарование в раннем возрасте.

2. Совмещение нескольких видов деятельности. Во втором случае ребенок последовательно изучает несколько различных предметов (например, лепка, музыка и иностранный язык). Преподавание ведется раздельно, комплект предметов носит случайный характер, определяемый составом педагогов. Объединяются предметы обычно стенами учебного заведения, другие связи между ними слабы или отсутствуют.

3. Комплекс предметов, объединенных общей деятельностью. Примером такого комплекса может служить детский театр. Работая над спектаклем, дети осваивают драматургию, танец и ритмику, изготавливают эскизы, костюмы, декорации. Отдельные предметы преподаются не изолированно и выбираются не случайно, а составляют целое будущего спектакля.

Чем же отличается мультипликация от описанных предметов и форм преподавания?

1. Прежде всего мультипликация не имеет своего "предмета". Она одинаково легко осваивает любой материал и любое содержание. Наблюдается даже известный парадокс: не исходный материал ставит границы творческому воображению, а воображения не хватает, чтобы освоить этот материал. По словам Душана Вуковича, "границы мультипликации совпадают с границами воображения ".

2. В мультипликации пока нет канона, нет устойчивой традиции, своего идеала, образца. Неизвестно, возможен ли вообще такой канон. Отсюда характерная неотгороженность мультипликации от любых видов художественной и практической деятельности, одинаково заинтересованное отношение ко всем явлениям жизни.

3. Традиционные виды искусства осваивают действительность с помощью специфического языка (язык театра, живописи, кино и т. д.). Для мультипликации жизненный материал является не только объектом освоения, но и составной частью самого языка.

Например, ребенок, который любит работать с деревом, может создать фильм, где этот материал определит сюжет и облик персонажей, их конструкцию и движение - весь художественный строй фильма. И наоборот, "древесная тема", скажем, "Приключения Буратино", заставит автора заняться обработкой дерева.

Благодаря всем названным особенностям, мультипликация позволяет построить работу с детьми, учитывая решение задач, о которых мы говорили в начале этой главы.

В самом деле, мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для них (универсальность).

В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности (целостность).

Специфика мультипликации позволяет работать с ребенком, не перенося "в него" элементы человеческой культуры, а естественно помещая его в сферу этой культуры (причастность).

Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию не как на новый предмет эстетического цикла, а как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы комплексного эстетического воспитания.

Мультипликационная студия в такой системе служила бы внутренним стержнем, "стволом", вокруг которого располагались бы "ветви" специализированных детских коллективов (студий, мастерских, кружков), объединенных общей деятельностью (работой над мультфильмом). Обладая большой автономией, такие коллективы (художественные, литературные, театральные, технические и т.д.) служили бы целям творческого развития личности, профессиональной ориентации, а затем и профессиональной подготовки детей. При этом задачи формирования личностных качеств и развития общих творческих способностей легко проникали бы во все стадии обучения, возникая на общей "почве" целостной коллективной деятельности.

Особенности мультипликации открылись нам не сразу. В первые годы, стремясь добиться самостоятельности детского творчества, мы постепенно включали в учебную программу все новые и новые виды деятельности. Так, для фильма "Зернышко со звезды" понадобился плетеный фон и в студии появился станок для гобеленов. Фильм "Нападение на школу" предполагал множество глиняных персонажей - мы завели муфельную печь и обратились к технологии глиняной игрушки. В конце концов наша программа стала трещать по швам. Пришлось решать: или отобрать конкретный, четко нормированный "комплект" видов деятельности, или, следуя природе мультипликации, искать новые принципы построения программы.

В первом случае вставал вопрос: от чего отказаться? Можно было, например, пожертвовать кукольной мультипликацией, оставить только марионеточный мультфильм. Тогда ушла бы работа с объемами, не пришлось бы обрабатывать дерево, пенопласт, мастерить куклы, конструировать декорации и т.п. Но к этому времени стало уже очевидно, что именно кукла, близкая и знакомая ребенку с младенчества, помогает преодолеть условный барьер между кинокамерой и съемочным столом, между конкретной, сиюминутной игрой и тем абстрактным "нечто", которому предстоит появиться на экране. Такие же трудности вызывали и другие попытки урезать программу.

В конце концов мы решили сгруппировать все доступные нам виды деятельности вокруг основных направлений, определяющих развитие ребенка. Таких направлений оказалось шесть: Слово (литература); Линия (графика); Цвет (живопись); Объем (пластика); Движение (театр); Звук (шумы, музыка).

Такой взгляд на задачи обучения намного облегчил дальнейшую нашу работу. Стало ясно, что новая программа должна не столько включать в себя все виды деятельности, сколько быть открытой для них. Например, между цветом и объемом располагаются коллаж и аппликация, куклы и декорации, эскизы и раскадровки. Составной частью всех указанных направлений являются такие общие для них понятия, как "темп", "ритм", "композиция" и т.д.

Характерно, что в схеме нет главного компонента наших занятий - мультипликационной съемки. Она сопутствует всем видам деятельности в качестве объединяющего целого. Именно благодаря мультипликации дети постигают целостность и единство всех сторон жизни, труда и творчества.

Последовательность направлений мы определили не теоретически. Именно в таком порядке -от Слова к Линии, Цвету и т.д. - они расположились в ходе работы с детьми. Каждый учебный год (период) начинается Словом и им же завершается. Показательно, что в таком лее порядке - от замысла (слова) к озвучиванию готовой ленты - движется работа над мультфильмом. В практической работе все темы неразделимы, но в определенные моменты обучения одно из направлений "солирует", а остальные вторят ему, выступая в роли оркестра. Так, год за годом, происходит развитие ребенка напоминающее движение "по спирали и вверх" (в будущую взрослую жизнь).

Группируя вокруг каждого направления развития различные виды деятельности, мы естественным путем пришли к комплексным формам проведения занятий. теперь нам казалось странным вести с детьми разговор, скажем, о композиции литературного произведения и не вводить в это же занятие рисунок или музыкальную пьесу с их общими композиционными законами. ШЕИ науроках по народной игрушке не рассказать о других видах народного творчества, о мультипликационных возможностях глиняной куклы, об использовании фольклора в советской мультипликации.

Во втором полугодии младшие школьники глубже знакомятся с красками, бумагой, картоном, глиной и другими материалами. Вот примерный ход занятий.


Чем работает художник (характеристика красок, кистей, бумаги и других оформительских материалов). От общего к частному (цветовые пятна с графической дорисовкой деталей). Цвет и стихи. Индивидуальный рисунок по фрагментам пейзажных стихотворений. Цветовой круг. Растяжка цветов. Игры на смешение цветов. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.

Линия и ее возможности (коллективный рисунок на доске). Чем рисовать? Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.д. Просмотр слайдов и репродукций с анализом. Линия в природе и технике. Рисунки "Город для моей сказки", "Мой зверь самый красивый".

Образ и материалы. Кукла-актер. Кукла из случайных материалов. Кукла в бумажном макете. Пальчиковая и перчаточная куклы (обзорно). Подготовка и проведение кукольного спектакля.

Литературное творчество. Коллективное сочинение сказки по сценам (с изображением их на доске). Словесные игры. Стихи по рисунку. Устный портрет друга (запись на магнитофон). История из жизни (запись в студийную тетрадь). Одушевление (история от имени предмета). Перевоплощение.

Подготовка и съемка диафильмов и макетов с элементами движения (по собственным сюжетам). Заключительный просмотр и выставка.



И все-таки главная наша забота на этом этапе - приобщение детей к литературному творчеству.

Термин "драматургия" войдет в словарь наших новичков нескоро. А вот элементы драматургии им приходится постигать с первого года обучения. Ребята знакомятся со сказками, стихами, рассказами, былинами, постоянно иллюстрируют их, сами учатся сочинять. Постепенно мы подводим детей к построению зрительного ряда (работа над раскадровками, диафильмами и сериями макетов по собственным сюжетам). Сочиняя и анализируя диафильмы, малыши учатся выражать себя через по ступки и характеры персонажей, что и является чисто драматургической задачей.

Следующий этап - создание бестекстовых сценариев, где все содержание должно выражаться только через действие, - завершает начальный этап постижения драматургической специфики. Вот первые опыты перевоплощений и сказок:


Рассказ дождя

Однажды я захотел напоить город. Но не получилось: над этим городом светило жаркое солнце и оно высушило меня.

Тогда я позвал:

- Ветер!!! Вете-ер!!!

- Ну, чего тебе? - спросил ветер.

- Нагони, пожалуйста, на этот город побольше туч.

- Ладно! - отвечает ветер. И задул с такой силой, что сотни тысяч туч, полетели и закрыли солнце.

И я напоил город.

Артем Д., 8 лет


Медведь и Солнышко

Жил-был Медведь. Вышел он погулять. Видит: Солнышко. Он спрашивает:

- Кто ты такое?

А Солнышко отвечает:

- Солнышко!

- Давай дружить!

- Нет, - отвечает Солнышко. - До меня кто дотронется, тот сгорит!

- Ладно, - сказал Медведь. - Я с тобой дружить буду, но за лучи не стану брать. И начали они дружить, гулять каждый день. Медведь по земле идет, а Солнышко по небу катится.

Алина Г., 6 лет


Путешествие с куклой

Однажды в одну ночь моя кукла заговорила:

- Пойдем гулять!

А я говорю: "Ну как же, темно, и я ничего не вижу". - "А я тебе помогу. Сделай, пожалуйста, два шага".

Передо мной стоял стол, рядом с ним стул. И кукла Катя сказала: "Потрогай этот стул и найди платье". Я потрогала и нашла. "Но как же я его надену, если не видно, где перед?"

"Ничего", - говорит кукла. И закрыла дверь. И включила свет. И говорит: "Смотри, только быстро!"

А я взяла платье и надела быстро, и Катя выключила свет. Я взяла ее за руку, и мы открыли дверь. Поставили стул, чтобы дверь не скрипела вышли из комнаты и надели верхнюю одежду. И пошли.

Открыли дверь в коридор, спустились по лестнице и вышли на улицу.

Шли-шли и зашли в лес. И гуляли, и встретили ежика. Кукла испугалась, а потом увидела, что я не боюсь, и перестала бояться. Мы хотели его погладить и на нем покататься. Но потрогали и укололись.

И мы возвратились домой.

Катя Л., 5 лет



Что привлекло нас в этих сказках, почему мы выбрали их среди множества прочих?

Перевоплотившись в дождь, Артем Д. не стал, как это часто случается с мальчиками, придумывать череду всевозможных приключений, т.е. не ушел в "сюжетничество". Вместо этого он нашел для себя заботу: напоить город - и столкнулся с достойным противником - Солнцем. Последнее не "победило" и не "погубило" его, а "высушило", т.е. сказку нам рассказывает не Артем, а именно дождь.

Вся история лаконична и очень зрима, выпукла; в ней использована разговорная речь.

Сказка "Медведь и Солнышко" услышана шестилетней Алиной в музыке Прокофьева. Однако за персонажами сказки явственно проглядывает сама Алина, ее дворовые отношения с подружками, ее добродушный и светлый характер.

А " Путешествие с куклой " пятилетней Катюши - целая энциклопедия детского мироощущения: здесь и почтительно-равноправное обращение с вещами, иабсолютно "взаправдашнее" общениескук-лой, и гордость за собственное умение одеваться, и невидимое присутствие родителей, и такой отважный ("Я не боюсь!") выход в Большой мир, и облегченный выдох: "И мы возвратились домой".

Как мы уже говорили, драматургическая задача в первых работах еще не стоит. Сначала дети привыкают выражать свои мысли в литературной форме. Нельзя забывать, что многие из них только учатся писать и литературное творчество для них - дело "взрослое", за которое и приниматься страшно.

Для преодоления этого страха мы используем приемы, которые называем провокациями. Суть их такова:

- Ты не можешь сочинить сказку? А тебе и не надо сочинять: она уже есть в твоей цветовушке, совсем готовая! Всмотрись внимательно и расскажи, что ты видишь; это и будет сказка (следует запись на магнитофон).

- У композитора Прокофьева была няня, которая рассказывала ему сказки. Он эти сказки запомнил и пересказал, только не словами, а звуками. Они так и называются: "Сказки старой няни". Послушайте внимательно одну из них, а потом запишите. Кто писать не умеет, вам помогут (на эти занятия мы приглашаем в помощь ребят из старшей группы).

- В этой шапке находится целая сказка, только каждое слово написано на отдельной бумажке. Давайте по очереди вытягивать и сочинять все вместе. Тяни, Костя! Какое слово? - Кот!

Костя начинает сказку: "Жил-был кот. Звали его Вася..." Следующее слово "ворона" или, скажем "девочка". Сказка движется, и в какой-то момент все так увлечены, что уже забывают о листочках - и так получается!

Способов активизации воображения можно придумать множество. Часть из них описана в книге Джанни Родари "Грамматика фантазии".

В ходе сочинительства очень важно не забывать о "родственном внимании", добиваться, чтобы ребенок присутствовал в своей истории, включал в нее свой жизненный опыт, ставил себя на место персонажей, не был равнодушен к ним. Иначе на месте творчества окажется "сюжетничество" -нанизывание событий без разбора и связей.

С этих пор и до окончания учебы в студии наши ребята будут сочинять постоянно. Их стихи, истории из жизни и сказки оформляются в отдельные сборники и составляют маленькую студийную библиотеку. Теперь предстоит переход к драматургии. Одно дело - рассказать историю, другое - выразить содержание через поступки и характеры героев.

Для сравнения берем три истории:


Добрая сказка

Жила-была черная туча. Она постоянно летала над землей и бросала вниз то град, то молнию. И вот что случилось с этой тучей.

Однажды она летела над землей и увидела девочку, играющую с собачкой. Туча незаметно подползла к ним и напустила злой дождь. Дождь был черный и колючий. Но девочка с собачкой так весело рассмеялась, что дождь не удержался и тоже развеселился. И тогда из тучи вместо колючих черных капель на девочку посыпались клетки с попугаями, а на собачку - вкусные косточки.

А туча белела-белела, а потом растаяла.


Кристина М., 5 лет

Начало Нового года

Светила луна. Была ясная ночь перед Новым годом. Ежик и Мишка собрались вместе праздновать и пришли к елке.

Но вдруг завьюжило, закружило, потемнело! Ежик и Мишка спрятались под елочку.

А потом взошло солнце, и начался Новый год.

Юля Д., 7 лет


Питон и Скалы

Однажды скалы сказали:

- У нас нет друзей!

Но тут выполз питон и спросил:

- А я кто?

С этих дней началась у них дружба.

А у скал был папа Вулкан. Он не хотел, чтобы они дружили. И начал извергаться.

Скалы разрушились, и остался только маленький камень. Питон взял этот камень и уплыл. А Вулкан погнался за ним. Он бежал по воде, а потом намок и развалился.

Саша О., 9 лет



Предлагаем детям изобразить свои сказки в виде серии маленьких рисунков, используя для этого специально нарезанные листки бумаги. Затем переходим в кинозал и рассматриваем каждую сказку через эпидиаскоп. Дети в восторге: на экране появляется их собственный "диафильм"!

И тут обнаруживаем, что первые две работы -"Добрая сказка" и "Начало Нового года" - состоят всего из двух рисунков. Слушать сказки было интересно, а вот показать - почти нечего! Зато "Питон и Скалы" - настоящий фильм. Тут и знакомство, и извержение, и побег, и погоня - чего только нет!

С этого занятия начинается работа над диафильмами. Сочиняя новую сказку, мы уже не записываем ее, а зарисовываем сцену за сценой. Но возникает новая трудность: оказывается, что историю легче начать, чем закончить. У одних она застревает в самом начале, у других обрывается на середине, третьи же продолжают рисовать бесконечно, вводя все новых и новых героев.

Серьезный разговор о композиции литературного произведения мы будем вести намного позже, а сейчас даем в руки каждому ребенку бумажную ленту и предлагаем согнуть ее, держа за концы, в форме горки (прием З. Н. Новлянской).



Сначала вспоминаем известные сказки. Где начинается "подъем" (завязка) в "Курочке-рябе"? Да, там, где ряба золотое яичко снесла. А главное место где? Верно, когда яичко разбилось! И так далее.

Очень скоро дети схватывают суть задачи, и бумажные полоски в их руках начинают безошибочно повторять композиционное устройство сказки.

Теперь можно обратиться к собственным сюжетам. Оказывается, что у Сережи "горка" задралась наверх, да так и остановилась (дети дружно показывают, как выглядит эта полугорка). У Юли "горка" правильная, с началом и концом, но зато совсем-совсем пологая. А у Андрея не одна, а несколько маленьких горок, и они между собой никак не связаны.

К концу учебного года группа работает над большим общим диафильмом. Это либо рисованные кадры, либо каждая сцена выполняется в виде бумажного макета с куклами и декорациями. Готовую серию рисунков и макетов можно отснять и показывать в виде слайд-фильмов. Но можно пойти и дальше (лишь бы время позволило): отснять макеты на кинопленку, вводя простейшее мультипликационное движение. И тогда, на последней отчетной встрече с родителями, дети покажут свой первый "настоящий" мультфильм!

Экранизация заимствованного у малышей сюжета позволяет старшим детям плавно перейти к индивидуальному, авторскому замыслу, окончательно распрощаться с подростковой неуверенностью в своих творческих силах. Выбирая сюжет, подросток перечитывает всю самодельную студийную " библиотеку ", что само по себе подталкивает к будущему литературному творчеству. Выбранные истории должны содержать интересную мысль (нести идею), а также обладать определенными драматургическими достоинствами.

Затем историю следует превратить в сценарий (без взрослого участия). Детский сюжет требует и детского воплощения. Поэтому мы советуем ребятам обратиться к малышам, попросить их нарисовать персонажей и отдельные сцены, а затем, когда будут готовы марионетки или куклы, сделанные по эскизам маленьких, попросить "поиграть" сними, показать, как они должны двигаться.

Таким образом, старшие ребята выступят в роли режиссеров, работающих с детьми, А это уже очень близко к профессии руководителя детского киноколлектива, на которую мы детей ориентируем. И еще нам кажется, что такое незапланированное общение с малышами поможет нашим подросткам и в личной, и в общественной жизни избежать многих недоразумений, связанных с преждевременным забвением собственного детства.

Интересно проследить, кто из ребят предпочел какую историю и почему. Андрей и Юра, например, выбрали наиболее "мужские" сюжеты, в которых характер авторов "спрятан" за внешними юмористическими событиями. Однако выбор их неравноценен. Простодушный и веселый Андрей выбрал сказку, где за шуточными приключениями героев нельзя обнаружить никакого подтекста.


Сказка о капитане и его подзорной трубе

Жил-был капитан. У него была подзорная труба. Один раз капитан смотрел вдаль, а труба взяла и закрыла свой глаз. Капитан рассердился и бросил трубу за борт.

Труба начала тонуть. Но не успела дотронуться до дна, как ее проглотила акула.

В желудке у акулы было очень темно, и подзорная труба захотела поскорее выбрать из этой темницы. Она пощекотала акулу.

Акула чихнула. Труба как вылетела! И прямо на палубу своего корабля. Капитан поднял ее. И труба решила, что больше свой глаз закрывать не стоит.

Антон X., 8 лет



Более сложен выбор Юры. Он - мальчик тонкий размышляющий, увлекается логическими построениями. Своеобразная, "чудаковатая" логика Кости Д., по-видимому, оказалась ему близка.


Соревнование

Однажды самовар решил соревноваться с лодкой, кто больше воды в себя наберет. Самовар прыгнул в воду и вышел - в животе у него стало полно воды. А лодка прыгнула и не вернулась. Она стала подводной лодкой.

Самовар говорил чашкам, что он победил, а лодка рассказывала щукам, что победила она.

Капитан подводной лодки любил пить чай и однажды купил себе самовар.

С тех пор и в самоваре, и в лодке воды стало поровну!

Костя Д., 9 лет



А тонкая, трепетная Лена неожиданно выбрала такой этюд:


Я - Длинноухий

Я жил у бабушки. Однажды я проснулся, протянул ухо и услышал, как директор ругал нашу учительницу. Я побежал к другу и рассказал ему все.

Когда мы пришли в класс, учительницы еще не было. И тогда мы все договорились, что будем слушаться ее. А нашу учительницу звали Лариса Леонидовна. Вот и все.

Костя Р., 8 лет



Первые две истории очень мультипликационны: в них много динамики, живые персонажи и предметы взаимодействуют на равных, герои трансформируются. Оба сюжета лаконичны и композиционно завершены. Зато в работе Кости Р. ничего это нет.

Все, кроме Длинного уха, не только не мультиплкационно, но и вообще "не киношно". Леночке, выбравшей этот сюжет, придется писать совершенно самостоятельный сценарий, где от Костиной истории ничего не останется.

На обсуждении Лене очень трудно объяснить свой выбор. Ребята настойчиво и убедительно излагают все свои "против", а Лена упорно стоит на своем.

И ведь она по-своему права! В истории Кости, как в зеркале, отражается его прямой, добрый и честный нрав, его готовность прийти на помощь обиженному, его обостренное чувство справедливости. Эти лее качества свойственны и Леночке.

Мы не знаем, удастся ли ей создать из этого материала хороший сценарий, будет ли снят фильм о Длинноухом, но то, что она ощутила в нехитрой Костиной сказке настоящий художественный пафос, уже достойно похвалы. И на обсуждении мы стараемся повернуть разговор так, чтобы каждый из ребят увидел третье измерение правды, направленное в глубь жизненных явлений, непременно проходящих через наше сердце.

Сегодня детские киноколлективы в нашей стране существуют в форме кружков, студий и клубов. Эти формы зачастую не учитывают специфику кинообучения, сложность стоящих перед кинопедагогикой задач. Недалеко, наверное, время, когда появятся первые киношколы по образцу сегодняшних музыкальных и художественных школ. В них будет вестись раздельное преподавание различных дисциплин, появятся возможности для индивидуальной работы с детьми, будут обучаться ребята всех возрастных групп, исчезнут проблемы с оборудованием и кинопленкой.

Весьма вероятно появление простейших мульт-станков в школах и отдельных семьях. В школьных условиях кружки мультипликации открывают возможности для установления прочных межпредметных связей для организации широкого сотрудничества всего школьного коллектива. Семейная мультипликация будет способствовать установлению глубокого эмоционального контакта и взаимопонимания между детьми и родителями.

Наконец, очень хочется верить в появление больших центров детского творчества. Мультипликационная студия будет служить в таких центрах надежным ядром, объединяющим самые различные детские коллективы: театр и изостудию, скульптурную мастерскую и лабораторию звукозаписи, музыкальные и хореографические кружки, многочисленные технические отделения. "Важнейшее из искусств" открывает в педагогике огромный материк, по которому мультипликация делает свои первые шаги. Какие открытия нас ожидают?


Из книги "Мультфильм руками детей", 1990.



Hosted by uCoz