анимасфера




Взаимодействие искусств в анимации




С. Кольцова,
киноцентр "Веснянка", г, Днепропетровск, Украина

В основе фильма движение и ритм

Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006.
Для просмотра иллюстраций в полном размере кликните на выбранном рисунке.

Светлана Кольцова с 'героями' будущего мультфильма Почему-то строчки из популярных песен всегда приходят на ум в самых пиковых ситуациях. Если с утра до вечера слышать по радио одну и ту же десятку популярных хитов, то через пару дней начинаешь разговаривать пятистопным ямбом и мучиться мигренью от кружащегося в голове мотивчика. Причем о смысле слов редко кто вообще задумывается.

История мультфильма началась с поездки в маршрутке на съемки. С нашего окраинного жилмассива приходится ехать минут сорок, чтобы попасть на студию. Мы уселись в маршрутку, водитель традиционно включил радио, поехали! Коллектив в этот раз у нас был девчоночий, поэтому песню "Муси-пуси" подхватили и подпевали бы, если бы я не остановила. Чтобы отвлечь от вокальных порывов, предложила "конструктив": давайте к прослушанным песням придумывать видеоряд - аналог клипа. Выделяем строфу, ради которой эта песня сочинялась, и ассоциативно "наворачиваем" на нее сюжет. Бели у песни доминирует мелодия - идем от мелодии, ассоциаций, которые с ней связаны, а слова могут совпадать лишь изредка. А есть такие песни, что если сделать видеоряд строго по тексту -просто обхохочешься: "То ли это ветерок мои губы колышет..." и т. д. Вот мы так хихикали, придумали парочку неплохих "клипов", и тут София Ротару запела песню "Одна калина".

Веселая, жизнеутверждающая мелодия явно доминировала над словами, которых было немного, в основном повторялся припев. На мой взгляд, эта песня несколько "плакатная ", я на что-то интересное со стороны детей не рассчитывала. Только удивилась, вслушавшись в слова: "Вот она поет, что ей сумно (грустно), а ведь мелодия-то веселая". Прислушались к словам. Решили, что песня все-таки грустная, поскольку в тексте речь идет о потерях. А как же веселая мелодия? Кто-то сказал: "Это потому, что есть надежда, ведь остается родина, куда человек, несмотря ни на что, всегда может вернуться". И тут уже всем стало понятно: это песня о тех, кто покинул родину.

Наверняка вы видели, как прощаются дети со своими друзьями. "Расставанье - маленькая смерть" - поется в одной опять-таки популярной песне. Много разных историй рассказали дети, вспоминая своих друзей, родственников, знакомых, живущих теперь уже далеко, в других странах, говорящих на других языках, улыбающихся нам только с ярких глянцевых фотографий.

Потом, на занятиях, были нарисованы кадропланы сюжетов, историй, воспоминаний, навеянных, скорее не самой песней, а обнаруженной в ней идеей. Вероника Молодых - мастер символов и обобщений. Ее раскадровка больше других, на мой взгляд, отвечала духу самой песни. В сумбурных, динамичных эскизах Кати Зориной переплетаются ветки калины, крылья птиц, руки бегущих детей, они как бы превращаются друг в друга. И в этих графических метаморфозах рождается третье измерение, присущее уже искусству кино, - время. Ира Марченко более сдержана, но крупные планы и комментарии к ним раскрывают глубину переживаний героев.

В итоге коллективного творчества родился сюжет, собран итоговый кадроплан, и началась работа художников-мультипликаторов. Эта работа содержит два блока, связанных друг с другом, - разработка фонов и героев. Фоны очень важны - они создают эмоциональную среду каждой сцены и фильма в целом. Опираясь на кадроплан и характер сцен, ребята нарисовали яркие красочные фоны родной природы, урбанизированные городские пейзажи Нью-Йорка, интерьеры. Вот где пригодились занятия по живописи, которые систематически у нас проводятся и очень любимы детьми.

С героями поначалу дело шло успешно. Нарисовали крупные планы (то есть портреты) главных героев, фигурки второстепенных персонажей, а также детали антуража. Когда же приступили к изготовлению марионеток главных героев, то столкнулись с рядом трудностей, связанных с самым главным таинством анимации - оживлением. Основная причина их возникновения - возраст авторов. Это не малыши, смелые в неведении и поэтому гениальные в своем наиве. Кате16 лет, Веронике -12. Они уже 5 лет занимаются в студии, сняли не один фильм и поставили перед собой достаточно высокую планку. Движения героев не должны быть корявыми и смешными, ведь речь в фильме идет о серьезных вещах.

Дорога домой. Раскадровка Мы снимаем мультфильмы в самой простой для детей технике перекладки, где движущиеся герои плоские марионетки с шарнирами в местах соединения движущихся частей. Мне страшно было представить, как они будут двигать этих своих марионеток - ведь фигурки были разобраны на самые мелкие детали, а шарниры вставлять девицы категорически отказались. Мол, некрасиво будет смотреться в кадре. Мало того, оказалось, что в некоторых сценах даже такому подвижному герою невозможно придать нужную позу, требовался другой ракурс. Приходилось рисовать дополнительную марионетку. Просили приятелей позировать, делали кучи набросков, пока не находили нужный поворот. А от одной сцены мы почти отказались ввиду невозможности ее качественного исполнения марионеткой. Мальчик должен был бежать на зрителя. Переснимали несколько раз, получалась ерунда. Выход был, но весьма трудоемкий - я предложила сделать расфазовку движения. Это прием рисованной анимации , где каждая фаза движения рисуется целиком. Необходимо было изготовить (нарисовать, раскрасить и вырезать) 16 фаз, то есть 16 фигурок этого мальчика в последовательных положениях. Надо отдать должное Катиному трудолюбию - она это сделала. Сцена длилась 3 секунды. Зато какая это была сцена!

Песня, помимо ритма, задавала длительность фильма - 4 минуты, а это немало для любительского мультфильма (в том числе и для несчастного зрителя, который будет его смотреть). Эти 4 минуты необходимо было насытить динамичным видеорядом. Были сняты сцены счастливых дней на родине и трагические сцены отъезда, фантастические эпизоды превращения героев в птиц и бегства из чужой страны верхом на месяце - всего около 35 планов. Снимали почти целый учебный год. А когда наконец сели монтировать фильм, то оказалось, что сюжет сюжетом, но из песни слов не выбросишь. Стали собирать видеоряд с оглядкой на слова и ритм песни - сюжет стал дробиться на кусочки, получился клип "Одна калина" длиной в 4 минуты. Но история пропала, и этого было жалко. В качестве эксперимента решили сделать еще один фильм на том же видеоматериале, убрав песню и следуя сюжету. Самое трудное было расставаться с хорошими сценами, которые, однако, сбивали ритм, тормозили и путали действие. Из 4 минут было оставлено чуть больше 2-х. Сюжетная линия стала чище, а сам фильм стал самостоятельным произведением, а не иллюстрацией к песне. Озвучили инструментальной музыкой и мелодией сопилки. Мы назвали его "Дорога домой".

Дорога домой. Раскадровка (продолжение) ...По бетонным плитам аэродрома бежит маленькая фигурка. Девочка убегает от самолета. Глупо, конечно, таким образом пытаться изменить ситуацию. Огромная железная птица спокойно дожидается, пока родители поймают беглянку, вернут ее, ведь все уже давно решено: они будут жить в другой стране, богатой и красивой, девочке там будет хорошо, намного лучше, чем здесь. Из-за этого, собственно говоря, и уезжают - пусть хоть у дочки будет нормальная жизнь... А чем плоха ее жизнь здесь? Бегать по росистой дорожке среди лугов вместе с веснушчатым приятелем, ловить рыбу в речке, слушать пенье птиц и звуки сопилки, сидеть за семейным столом под большим кустом калины - разве это не счастье?..

Конечно, мы, взрослые, можем сто раз поспорить с такой постановкой вопроса, но дети, в отличие от нас, живут здесь и сейчас. Как знать, может быть, самым светлым воспоминанием в жизни останутся не шикарные приобретения или всеобщее признание, а тот самый приятель, который играл для тебя на сопилке, сидя под кустом калины? А вкус у калины сладкий и терпкий...

Авторы старались, чтобы в фильме причитались эти мысли. И хоть от песни, породившей сюжет, в конечном варианте пришлось отказаться, все равно в фильме осталось ее настроение "смеха сквозь слезы", когда уже нечего терять. Но остается надежда.

Когда наших ребят спрашивают: "А что самое главное при создании мультфильма?", дети отвечают по-разному. Кто-то считает, что основное - это интересный сюжет, кто-то на первое место ставит красивые рисунки, некоторые считают, что звуковое, музыкальное сопровождение играет главную роль. На мой взгляд, все они правы, просто ответы их чуточку неполные. Движение, существующее в кадре, оживляющее бумажных марионеток, рождает в зрителях эмоции, настроение, переживания. Вот то, что собирает воедино сюжетную, изобразительную, музыкальную составляющие и сплавляет их в самостоятельное произведение, - фильм. Душа фильма очень часто определяется музыкой. Скажем так: музыка в состоянии выявить и усилить эмоциональные нюансы, которые могут быть незаметны в отснятом материале. Она обладает теми же качествами, что и видеоряд, - изменением во времени и ритмом. Удачно подобранная музыка, ложась на видеоряд, иногда расставляет дополнительные акценты лучше режиссера.

Работая над мультфильмом, дети выступают в роли литераторов, сценаристов, режиссеров, потом в роли художников, аниматоров, затем в роли инженеров фильма - при монтаже и озвучивании.

Вместо узкой специализации здесь действуют законы синтеза искусств. Таким образом, основная идея, ради которой снимается фильм, имеет несколько измерений, каждое из которых дополняет и оттеняет остальные. Да и сама работа над фильмом требует слаженности и трудолюбия. Для меня очень ценно в детях стремление сделать свою работу как можно лучше, даже если для этого нужно дополнительно потрудиться. Но самое, на мой взгляд, главное - это сам творческий процесс, который возможен только при "горении" его участников, желании сделать кино о том, что кажется им важным.



Hosted by uCoz