анимасфера




Взаимодействие искусств в анимации




Э. Кимен,
Почетный кинематографист России, руководитель детской киностудии "Аистята" Дома детского творчества, Москва

"Пушкинская прививка" для "Аистят"

Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006.
Для просмотра иллюстраций в полном размере кликните на выбранном рисунке.


Элла Кимён "Аистята" живут в своем "гнезде" уже 37 лет. За эти годы в детской киностудии "Аистята", старейшей в нашей стране, занимались тысячи ребят от 5 до 17 лет. Через студию прошли педагогически благополучные и педагогически запущенные девчонки и мальчишки. Среди первых студийцев были даже ребята, стоявшие на учете в детской комнате милиции. Все они провели свое детство в киностудии, создавали документальные и анимационные фильмы. Ранняя профессиональная ориентация помогла выпускникам студии выбрать будущую профессию в области кино, телевидения, театра, архитектуры, электроники...

Сегодня "Аистята" объединяют ребят всех возрастных групп. Они не только учатся смотреть фильмы, но и создают их собственными руками. Обучение визуальному языку кино происходит во взаимодействии с другими родственными кинематографу видами искусства. Занятия литературным, художественным и музыкальным творчеством в студии делает детей и подростков творчески счастливыми, эмоциональными, отзывчивыми.

Фильмы в нашей студии снимают дети всех возрастных групп, от малышей до юниоров. Детям-творцам есть о чем рассказать детям-зрителям. У "Аистят" давно налажена обратная связь с юными зрителями.

"Аистята " много ездят по стране на съемки и фестивали. С 2000 года проводятся всероссийские фестивали детского кинотворчества в Пушкиногорье. Фильмы "Аистят" неоднократно становились лауреатами. Ребята не только показывали там свои фильмы в конкурсной программе, но и снимали новые.

Задолго до этого ребята самостоятельно, с родителями и с помощью школьных учителей уже открыли для себя Пушкина как великого поэта. Ведь он, действительно, приходит к человеку в самом раннем детстве сказками, когда малыш еще даже не умеет читать. В Пушкиногорье у юных творцов появилась возможность кинематографического осмысления поэзии Пушкина. Многочисленные экскурсии в Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, которые проводили для ребят научные сотрудники музея-заповедника, значительно углубляли их знания, помогали по-новому осмыслить жизнь и творчество поэта. Юные кинематографисты не были пассивными слушателями и наблюдателями, они читали стихи Пушкина на Поэтической поляне. Неповторимые пейзажи Михайловского, Тригорского и Петровского вдохновляли фотографов и операторов на пейзажные съемки. Они с утра и до заката солнца искали выразительные ракурсы и крупности планов, снимали кадры с ветряной мельницей, со стогами сена на полях, с полевыми цветами, которым были посвящены пушкинские строчки. Они учились бережно работать с архивными документами музеев, снимая в Доме Пушкина, Домике няни, на аллее А.Керн. Мы встречались с сотрудниками музея, смотрели кадры военных операторов об освобождении Михайловского от фашистов, фильмы о создателе Музея-заповедника Семене Степановиче Гейченко. Ребята обратили особое внимание на слова С. Гейченко о том, что дети приезжают сюда на "пушкинскую прививку". Я видела, как меняются мои ученики, вновь соприкоснувшись с литературным наследием Пушкина.

Важно, что на фестиваль в Пушкиногорье приезжали не только кинематографисты, но и юные певцы, артисты, художники, поэты, краеведы... Ребята-кинематографисты совместно работали с ними в творческих мастерских, постигая основы литературного, актерского, музыкального мастерства. Объективы видеокамер снимали оперные спектакли по произведениям Пушкина в исполнении совсем юных вокалистов из оперной студии "Галина Вишневская"; спектакли "Театра моды" по мотивам пушкинских произведений, в которых выступали юные художники-модельеры; концерты детских хоров и исполнителей романсов... Эти фестивали стали великолепной школой мастерства и обмена опытом.

Мы не спешили делать фильм после первого посещения Музея-заповедника. Хотелось собрать больше литературного и изобразительного материала, осмыслить его. Так за два года у нас набрался материал и сформировался замысел будущего документального фильма "Здравствуйте, Пушкин!". В него вошли также кадры военных кинооператоров, снимавших освобождение Михайловского от фашистов , фрагменты обращения к молодому поколению С. С. Гейченко. В фильме убедительно звучат голоса молодых творцов, вдохновленных поэзией Пушкина.

В Пушкиногоръе побывали "аистята" всех возрастных групп, поэтому у них возникали идеи не только о документальном, но и об анимационных фильмах. Ребята задавали себе такие вопросы, которые раньше не приходили им в голову. Например: "Какие сказки могла рассказывать маленькому Пушкину Арина Родионовна? ". Так родилась идея познакомить друг друга с малоизвестными русскими народными сказками. И на занятиях в студии мы стали читать, анализировать, инсценировать и пересказывать сказки на новый лад. В этот список вошли "Ворона и яйцо", "Лиса и рак", "Пузырь, Соломинка и Лапоть", "Лиса и Козел", "Ворона и Рак"... Ребята уловили, сколько фантазии и литературного мастерства проявил Пушкин в своих поэтических сказках. На тематическом занятии, которое я назвала "Свет мой, зеркальце, скажи...", ребята рисовали портреты литературных персонажей. А затем мы задались вопросом: "А если бы искусство анимации существовало в пушкинские времена, кого из своих героев поэт захотел бы увидеть на экране? ".

'Уж небо осенью дышало...'. Раскадровка Ребята захотели экранизировать его сказки, а также стихи: "Уж небо осенью дышало..." (фрагмент из романа "Евгений Онегин"), "Мчатся тучи...", эпиграмму "В Академии наук...", перевод народной песни "Ворон к ворону летит..." и другие.

Взаимодействие литературы, музыки, изобразительного и фотографического искусства в кинематографе открывает перед ребятами широкие возможности для воплощения идей. При внимательном прочтении и осмыслении стихов юный автор способен проникнуть в настроение поэта и найти пути слияния поэзии, изображения и музыки. В режиссерских сценариях выстраивается изобразительное и темпоритмическое построение фильма. И тогда применение компьютерных технологий обработки изображений в программах Photoshop и Adobe Premier становится уместным в анимационных фильмах, потому что подчинено замыслу.

Летящие в красивом танце зонтики под ноябрьским дождем, мягкий туман на полях со стогами сена, наплывающие одни на другие лучи солнца создают эмоциональный настрой в поэтичном фильме "Уж небо осенью дышало...", который нарисовала и сняла 9-летняя Аня Картамыш.

'В Академии наук...' "Аистята" захотели экранизировать не только лирические стихи. Эпиграмма "В Академии наук..." оказалась очень кинематографичной. Главным героем фильма стал князь М. А. Дундуков-Корсаков, у которого не было никаких научных трудов, но благодаря покровительству С. С. Уварова он был назначен вице-президентом Академии наук. Этому реальному персонажу и посвятил А.Пушкин свою эпиграмму. Анимационные образы министров, чиновников, просидевших свои штаны с заплатками, - такой киноэквивалент литературным пушкинским персонажам нашла 9-летняя Вика Симфорова.

В студии постоянно происходит погружение юных сценаристов, режиссеров, операторов и художников в пушкинские произведения. В нашей фильмотеке получился большой пушкинский цикл "Сказки от Арины Родионовны". В него вошли документальные и анимационные фильмы, которые "Аистята" широко демонстрируют в детских аудиториях и залах. Кроме того, мы подарили видеокассету с нашими фильмами Научно-культурному центру Музея-заповедника "Михайловское". И теперь фильмы "Аистят" показывают всем гостям пушкинского музея. Указом президента за создание этого цикла я была награждена Государственной наградой "Медаль Пушкина". И эту награду я, конечно, разделяю со своими юными студийцами.

За многие годы в студии также сложилась традиция создания авторских фильмов, в которых каждый ребенок может проявить свои литературные, режиссерские, операторские и художественные способности. Учебный и творческий процесс в студии построен таким образом, чтобы юный автор смог создать в течение учебного года полутора-четырехминутный анимационный фильм. Когда на экране пролетают 25 кадриков за секунду, а в фильме их от 1500 до 6000, можно представить, сколько труда надо вложить ребенку в обработку каждого рисунка и всех кадров. И чтобы эта работа была посильной для ребят всех возрастных групп, необходимо построить процесс создания фильма интересно и эмоционально.

Каждый "аистенок" приходит в студию с огромным желанием поделиться своими впечатлениями, наблюдениями, знаниями. Пяти-семилетние ребята увлеченно работают над авторскими сценариями, экранизируют литературные произведения. Они самостоятельно выбирают технологию производства анимационного фильма. Одни рисуют, другие лепят своих персонажей из пластилина. Есть и такие, кто любит создавать анимационные фильмы из предметов (нитки, крупа, тесто, например). В течение учебного года им предстоит понять, что кино - синтетический вид искусства, в котором уживаются и литература, и музыка, и изобразительное искусство.

Пятилетняя Катя Мартынова, например, так ярко и эмоционально рассказала о своих впечатлениях от посещения цирка, что вопрос о ее будущем фильме уже был решен.

'Цирк'. Раскадровка Поскольку малыши еще не умеют писать, то их рассказы, истории, стихи я всегда записываю на аудиокассету, а затем расшифровываю на бумаге. На профессиональном языке это можно назвать озвучанием. Но в условиях детской киностудии я называю эту работу "Игрой в волшебный микрофон". Ребята очень любят эту игру, они проявляют в ней свою фантазию, эмоции, актерское мастерство. Так удается не только зафиксировать на пленке дикторский текст для будущего фильма, но и получить литературный сценарий. Запинки, оговорки, поиск нужного слова-образа и даже вздохи, как правило, сохраняются в фильме. В фильмах детские рассказы подкупают своей искренностью, наивностью и доверительностью интонации.

По этому сценарию Катя в течение учебного года делала режиссерскую раскадровку, декорации, фазы движений артистов цирка, зрителей и других персонажей. Эмоциональный настрой автора важно было подчеркнуть шумами циркового представления и музыкальным сопровождением. Катя прослушала десятки мелодий из студийной фонотеки. Поначалу она выбрала пять наиболее понравившихся. Но когда мы начали подбирать музыкальные фрагменты по секундам и кадрикам, она остановилась на двух разнохарактерных мелодиях, которые подчеркивали характер "мальчика-хулиганчика" и настроение артистов на арене цирка. А когда начались съемки, вся студия "играла" с нарисованными персонажами на мульт-станке. Какие актерские задачи только не ставила Катя перед своими нарисованными героями, каким смешным движениям их только не "учила"! Пришлось даже поучиться у мальчишек-"аистят" пользоваться трубочкой с крупой. У девчонок, к сожалению, не получилось снять с первого раза эту сцену: гречневая крупа полетела не в ту сторону. Посмеялись все, конечно, от души, но сцену пришлось переснять с помощью мальчишек. Они "передали" свой опыт нарисованному мальчику-хулиганчику.

В детской студии создаются и музыкальные анимационные фильмы. Их снимают, как правило, музыкально подготовленные дети. Они занимаются музыкой в кружках, студиях или музыкальных школах.

'Форель'. Раскадровка Шестилетняя Варя Яроцкая поделилась однажды своим впечатлением от прослушанного квинтета Ф. Шуберта для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса под названием "Форель". Оказывается, на уроке музыки Варя узнала историю создания этого произведения. Легенда "Форель" рассказывала о чистом ручье, в котором беззаботно плавала форель, и о рыбаке, который хотел ее поймать. Он замутил воду и таким образом поймал рыбу.

Творческая фантазия Вари изменила сюжет легенды. Музыкальное произведение "Форель" подтолкнуло Варю на создание литературного сценария. Она решила сохранить жизнь форели и научить рыбака слышать красивую музыку, написанную Ф.Шубертом. Варя сочинила свою, кинематографическую версию легенды. Таким образом, Ф.Шуберт стал главным действующим лицом в фильме.

Варя разработала образы Рыбака, Шуберта, нарисовала форель, водоросли, нотки, музыкальные инструменты, которые прямо на берегу реки "сочиняют" музыку. Когда наступил момент определиться с технологией производства фильма, Варя решила, что Ф.Шуберта, нотки и декорации она будет рисовать акварельными красками на бумаге, а остальных персонажей вылепит из пластилина, чтобы они были более пластичными. Поскольку действие фильма происходит на берегу реки, то фактуру воды и брызги Варя научилась делать на компьютере в программах Photoshop и Adobe Premier.

Сюжет фильма требовал особого подхода к музыкальному озвучанию. Варя захотела разучить на фортепиано вступительную часть (первые 30 секунд) музыки Ф. Шуберта, а затем "передать эстафету" квинтету. Она так объясняла свой выбор музыкального решения: "Пока мелодия еще только складывалась в голове Шуберта, в фильме будет звучать мелодия в моем исполнении на фортепиано. Когда композитор написал "Форель" для пяти инструментов, в фильме зазвучит квинтет". Учительница музыки пошла нам навстречу и помогла своей маленькой ученице разучить это произведение. За то время, что Варя рисовала и лепила из пластилина сцены из фильма, она научилась играть на фортепиано мелодию, которая иллюстрирует первые кадры встречи на берегу реки Ф. Шуберта и Рыбака. Многократное прослушивание диска с записью "Форели" в исполнении профессиональных музыкантов позволило найти момент, когда вступительную часть в исполнении Вари продолжит квинтет. Эти фонограммы были смикшированы во время монтажа фильма в программе Adobe Premier.

По сценарию в финале фильма Ф.Шуберт дарит Рыбаку нотки звучащей на берегу мелодии; они пожмут друг другу руки, а нотки продолжат летать на берегу реки вместе с бабочками и пчелками в такт мелодии и радовать слух друзей. Таким образом, авторская интерпретация легенды "Форель" позволила органично соединить в двухминутном анимационном фильме музыку и изображение, создать поэтичный образ композитора. Фильм получился ярким и познавательным не только для юных музыкантов, но и для широкой детской аудитории.

'Енот и бабочка'. Раскадровка Свой следующий фильм Варя вновь решила сделать музыкальным. Произошло это, можно сказать, случайно. "Аистята" стали лауреатами фестиваля "Юные таланты Московии" за лучшую программу анимационных фильмов. В этой номинации приз вручал популярный детский композитор Григорий Гладков. Он подарил нашим студийцам свой новый диск с песнями и сказал: "Вдруг кто-нибудь из маленьких аниматоров захочет снять фильм по одной из песен? ". На занятиях мы прослушали все песни. И Варя сказала, что песня "Енот и бабочка" написана на стихи поэта В.Коняшова, книжки которого Варя не один раз с удовольствием перечитывала. Поэтому у нее появилось желание экранизировать эту песню.

В студии есть правило: исполнительское мастерство автора в каждом следующем фильме должно расти. Поэтому я предложила Варе привнести в сценарий что-то новое, освоить новую для нее изобразительную технику, приемы монтажа и обработки изображения на компьютере. Она решила, что изменения в поэтический текст вносить не будет, но в изображении не стоит буквально иллюстрировать строчки стихов. Она продумала, как языком кино передать состояние и настроение сонного Енота, как разнообразить актерские роли Птицы, Бабочки, Пчелы, Жука и других персонажей. Решила нарисовать фильм карандашами и пастелью, а в сцене купания Птицы в пыли использовать пшеничную муку. Варя рассчитывала количество кадров на каждую строчку стихов, освоила технологию анимационной съемки музыкального фильма. В финале фильма у Енота возникает вопрос: "Может быть, он тоже кому-нибудь снится? Вот только узнать бы, кому? ". Варя предложила неожиданное решение: Енот снится ей, автору фильма Варе Яроцкой! Она нарисовала себя в фильме, а затем превратила свой нарисованный портрет в фотографию. Эта фотография в конце фильма появляется вместе с титрами автора.

Каждый новичок в студии мечтает о показе своего фильма на экране. "Аистята" часто выступают в больших и маленьких залах, раскрывают юным зрителям секреты волшебства анимации, отвечают на самые каверзные вопросы. Однажды после просмотра программы фильмов шестилетняя девочка спросила: "А почему ваши фильмы совсем не похожи на те, которые показывают по телевизору? Они у вас такие добрые!". Это был скорее не вопрос, а комплимент "Аистятам". Ведь каждый детский фильм на экране - это огромная работа души и сердца юного автора.



Hosted by uCoz