анимасфера




Взаимодействие искусств в анимации




Е.Черных,
педагог дополнительного образования, Баганский дом детского творчества Новосибирской области

Анимациия - искусство иносказания

Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006.


Мультипликация - искусство, в основе которого, в отличие от других видов кино, лежит не игра живого актера или документально воспроизводимая действительность, а последовательный ряд специально созданных и "оживающих" на экране рисованных, живописных или объемно-кукольных образов.

Еще 10000 лет назад древние художники изображали бегущих людей и животных, показывая их ноги сразу в нескольких положениях. Если бы в их руках оказалась кинокамера, они могли бы снять свои рисунки фаза за фазой, и мультипликация оказалась бы таким же древним искусством, как музыка, рисунок, танец.

В 1832 г. бельгиец Жозеф Плато, ученый-подвижник (он пожертвовал зрением, изучая воздействие Солнца на человеческий глаз), изобрел первый из многочисленных стробоскопов. Фигурки размещались по периметру вращающегося картонного круга. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. Быть может, не случайно героем первого стробоскопа был ребенок: маленькая девочка прыгала через скакалку.

И наконец, 28 октября 1892 г. в Париже состоялся первый просмотр мультфильма, или движущейся пантомимы. К этому моменту ни кинокамера, ни кинопленка еще не существовали. Автор первых "мульти-ков", игрушечных дел мастер Эмиль Рейно, рисовал каждый кадрик на прозрачной пластинке и склеивал их между собой кусочками ткани. С помощью двух барабанов, системы линз и зеркал эта "кинолента" проецировалась на экран.

Так Эмиль Рейно, всю жизнь любивший детей и друживший с ними, стал основателем нового искусства.

Из книги "Мультфильм руками детей" Ю.Красного и Л.Курдюковой


Сближение графики и кинематографа в рисованном кино определило на первых порах взгляд на мультипликацию как на искусство "ожившей графики". Первые ленты создавались исключительно руками художников, без участия специально приглашенных режиссеров. Не случайно выбор останавливался на предельно обобщенном линейном рисунке типа карикатуры или комикса: упрощенный контурный рисунок был наиболее удобен для размножения повторения в большой серии различных фаз движения.

Мультипликация бывает не только рисованной, силуэтной, основанной на плоских марионетках, и объемной (кукольной барельефной), но и использующей съемку трехмерных предметов или живых персонажей. Ее художественные решения иногда основаны на совершенно необычной технике; таковы, например, изображения нарисованные или выцарапанные прямо на пленке без применения фотосъемке или выполненные в технике оживающей на экране живописи, пластилина. С 70-х годов появилась компьютерная мультипликация - здесь фазы движения мультобразов воспроизводятся с помощью электроники.

Специфика мультипликации заключена в характере ее художественной условности, в неповторимом своеобразии впечатлений, которое рождает оживший рисунок на экране. Это открывает поистине безграничные возможности заострения, преувеличения, деформации образа с целью выявления его внутренней сути. Художник в мультфильме не ставит перед собой задачи имитации жизни, он располагает редчайшими, по сравнению с другими видами кино, средствами метафорического изображения действительности, воплощения на экране художественного вымысла. Мультипликационное кино - это, как правило, искусство иносказания. Область сказочного, фантастического, чудесного - его основная сфера.

Анимация как вид искусства ответила на глубинный психологический запрос ребенка и, словно серебряное блюдечко с золотым яблочком, явила ему заветный фантастический мир. Теперь о нем можно было не только догадываться. Появилась возможность его увидеть своими глазами и сделать своими руками. В этом детям помогают педагоги, которые умело используют в своей работе искусство слова и музыки, искусство конструирования, кино и фотоискусства, театральное и художественное творчество и т.д.

Все начинается с искусства звучащего слова. Читая детям сказки, мы постепенно приобщаем их к искусству слова. Затем они сами читают их. И впоследствии на основе сказок ребенок может снять мультфильм, что-то домыслить или придумать совершенно иной конец сказки. С помощью слова можно передать настроение героя, выразить эмоции.

Искусство слова тесно переплетается с другими видами и жанрами искусства, прежде всего с театром и музыкой. Нужно научить малыша передать настроение героя интонацией его голоса походкой, жестом и мимикой. Характер раскрывается и в словах, и в действии. Мультипликация предоставляет ребенку огромные возможности для самореализации. Театральное искусство помогает ребенку вырабатывать дикцию, передавать свои чувства. Юный мультипликатор учится общаться с внешним миром, со сверстниками.

Музыка в мультфильме в каждом отдельном случае зависит от содержания жанра и формы фильма, которые диктуют режиссер и сценарист. Одно решение не бывает похоже на другое, но можно попытаться классифицировать типы этих решений.

...Музыка без передышки - это пришло s мультипликацию из немого кино, где не было ни текста ни шума. В современном мультфильме музыка звучит с паузами, подчас значительными. Значит, единого, цельного музыкального произведения тут быть никак не может. Эстетические законы искусства анимации далеко не всегда совпадают с эстетическими законами музыки. Больше того, они могут и противоречить друг другу. Музыкальной мысли свойственно развиваться во времени. Есть такое профессиональное выражение - музыка широкого дыхания, то есть музыка мелодичная, содержащая тему, которая может "распеваться", развиваться. Это характерно, например, для музыки Рахманинова, Вагнера, Чайковского. Что же касается музыки, звучащей с экрана, то, как правило, она не стремится к такому широкому развитию: кинематографу обычно требуется какой-то один ее конкретный аспект.

Пожалуй, можно выделить несколько типов таких музыкальных решений. Для первого характерно наличие развернутых - оркестровых, хоровых или вокальных - эпизодов, которые по времени совпадают с изобразительными, то есть законченными эпизодами. Следующий, весьма распространенный тип - когда музыка представляет собой не сюиту отдельных номеров-эпизодов, а всего один-два куплета или несколько строк (две-три минуты).

И, наконец, третий, пожалуй, чаще всего встречающийся тип - это музыкальный эпизод, который по протяженности соответствует самостоятельному музыкальному номеру. Вне фильма такая музыка существовать не может, так как играет чисто служебную роль. Это может быть музыкальное вступление в начале мультфильма, когда в течение полутора-двух минут идут титры.

Важно четко разделять музыку тематическую, которая должна сопровождать основные эпизоды, и музыку фоновую. Как во времена немого кино от квалификации, культуры, вкуса тапера зависело зрительское восприятие (не утомить, не оглушить, подчеркнуть главное в сюжете), так и в современной анимации от того, к месту или нет прозвучала музыка, зависит впечатление от общей работы всего авторского коллектива.

Техника композиторского творчества для анимационного кино требует умения придумывать массу вариаций. Порой вариация должна уложиться в 10-15 секунд. Пронизать всю музыкальную ткань мультфильма такими звучаниями-намеками, создающими нужную эмоционально-смысловую атмосферу фильма, - вот задача юного творца. Музыка не должна пересказывать то, что происходит на экране. Она часто передает то, чего нет в изображении на экране, в диалоге героев, и вносит нечто дополнительное, важное в смысл происходящего.

В анимационном кино взаимосвязаны все основные виды изобразительного искусства: живопись, графика и скульптура. Правда, пластилиновые герои мультфильмов не так часто появляются на наших экранах. Но, как показывает практика, детям младшего возраста доступна техника предметной анимации. Здесь фантазия ребенка практически не ограничена: игрушки, макароны, цветной песок, соль, глина, пластилин, овощи, цветы и листья - все способно ожить в анимационном фильме. Техника предметной анимации не требует больших усилий по прорисовке, поэтому позволяет проявить творческую активность даже самым маленьким детям. Работа в технике рисованной анимации, компьютерной анимации и в технике "ожившей живописи" (съемке на просвет) требует наличия у ребенка способностей к рисованию или уже сформированных умений и навыков, таких как владение компьютером, например. Поэтому эти техники предпочитает более узкий круг детей, как правило, старшего возраста. Иногда при создании фильма они используют сразу несколько техник (смешанная техника).

Компьютерная анимация оставляет ребенка наедине с машиной. Фильмы, создаваемые на мониторе компьютера, способны решать многочисленные задачи анимационного кино, но обладают одним недостатком: их авторы вынужденно поворачиваются "спиной к сверстникам", лишаются живого общения, а также работы с материалами - бумагой, красками, куклами и пр. Поэтому занятия компьютерной анимацией рекомендуются старшеклассникам. Что же касается младших школьников, то им стоит ограничиться недолгим знакомством с компьютером, создав с его помощью один или несколько коротких этюдов.

Видео-компьютерная анимация принципиально отличается от компьютерной. Перед объективом видеокамеры размещаются те же куклы, предметы и декорации, что и перед кинокамерой. Маленькие авторы оказываются в продуктивном, творческом пространстве, заполненном общением и многообразной практической деятельностью. Покадровое движение достигается здесь с помощью компьютерной обработки видеосигнала, причем, в отличие от кинопленки, полученное изображение можно исправлять и совершенствовать после съемки.

...Один из самых волнующих моментов - съемка фильма. В съемочной ребята одушевляют своих героев: это долгий и кропотливый труд, который приносит радость и удовлетворение от проделанной работы. В съемочной ребенок впервые знакомится с необходимой техникой. Это мультстанок, представляющий собой стол, освещенный с двух сторон, и закрепленную сверху видеокамеру, которая фиксирует все, что происходит на столе. Теперь автор фильма вынужден оценивать события не только с точки зрения художника и сценариста, но еще и оператора, и режиссера. Он передвигает изображение героя, изменяет фазы движения и записывает их через ви- деокамеру в компьютере, осуществляя постоянный контроль качества отснятых кадров (не выходить за границы кадра, не допускать попадания в кадр посторонних предметов и рук). Особую сложность представляет необходимый расчет движения (тайминг). Каждый, даже самый маленький аниматор знает, что за одну секунду на экране проходит 24 рисунка, и готов к кропотливой работе. В процессе съемки ребенок приучается к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности операций.

Но это не мешает превратить съемку фильма в увлекательнейшее занятие, своеобразную игру. Ребенок передвигает персонажи-"игрушки", наделяя их душевными качествами, перевоплощается в них, становится участником этого действа-игры, более того, несмотря на то, что съемочный процесс подчиняется сценарному построению, ребенок настолько увлекается, что спонтанно варьирует развитие событий, привносит элементы импровизации, придает особую оригинальность своей работе.

Звуковое оформление, или "озвучание", - не просто завершение съемки фильма, а один из важнейших ее этапов. Основное средство выражения мыслей и чувств - звучащее слово, - вступая во взаимодействие с изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Кроме авторского текста, в фильме используются различные шумы (в студии желательно иметь фонотеку). Здесь дети проявляют свои музыкальные способности, поют, придумывают шумовые эффекты, начитывают дикторский текст.

Звуки и шумы превращают этот этап в веселую игру. Как вздыхает черепаха, как дует холодный ветер и капает веселый дождик, как скрипит дверь и взлетает ракета, знают многие создатели фильмов.

Самым долгожданным для авторов является момент, когда на экране появляются первые кадры фильма. Понравится ли работа зрителям, что они скажут, посоветуют, похвалят или будут критиковать? Данный этап наиболее важен в воспитательном отношении, это "отчет" автора перед зрителями. Показывая свою работу педагогам, друзьям, родителям, ребенок и сам видит результат, к которому стремился. Это процесс важен не только для автора, но ж для зрителей, потому что они также учатся смотреть, обсуждать, анализировать фильм.

Разные виды детского творчества требует для создания художественного образа определенной демонстрации себя как певца, танцора, актера, музыканта. Кинотворчество предоставляет возможность любому ребенку, иногда не обладающему сценическими данными или имеющему физические недостатки, воплотить экранный образ собственного героя, раскрыть свою душу.

Hosted by uCoz