анимасфера






Статьи




Как я готовил рисунки для издания

Опыт написания книг и подготовки их к изданию у меня пока небольшой, тем не менее, я посчитал нужным его зафиксировать. Проблемы начинающих (в любом деле) часто совсем иные, чем у людей опытных. Многие детали со временем забываются, становятся как бы несущественными. А начинающему любой пустяк кажется непреодолимой преградой. Вот я и хочу поговорить об этих пустяках, пока не забыл; возможно, кому-то пригодится.

Как работать над текстом книги – отдельная проблема, здесь речь пойдет только о рисунках. Но хочу подчеркнуть: именно о рисунках, а не о дизайне книги в целом.

Для сравнения расскажу о двух книгах, сходных по содержанию, с почти идентичными иллюстрациями, но вышедших в двух разных издательствах. Интерес представляет, прежде всего, то, что требования в этих издательствах были совершенно разные.

Книга «Уроки рисования в Microsoft Word» вышла в 2004 году в издательстве Башкирского государственного педагогического университета. Переработанный вариант этой книги вышел в июне 2005 года в издательстве «Питер» (С.-Петербург) под новым названием «Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, CorelDRAW, Flash».

Расскажу о проблемах и обстоятельствах издания этих книг по очереди.

«Уроки рисования в Microsoft Word»

В университете книга была выпущена небольшим тиражом, в основном для библиотеки. Печать текста с иллюстрациями была выполнена на ризографе. В качестве оригиналов использовались сверстанные в программе Word и распечатанные на принтере страницы. Незадолго до этого верстальщик работал в программе PageMaker, а тут по каким-то причинам перешел в Word, рукописи же и раньше принимали только в Word.

Мне было интересно самому выполнить не только рукопись, но и макет, и верстку книги, что позволяло скомпоновать текст и рисунки в таком порядке, который мне представлялся красивым и правильным. По согласованию с сотрудниками издательства, я это и сделал все в той же программе Microsoft Word. Все иллюстрации в книге планировались и получились черно-белые. Изначально, в электронном виде некоторые рисунки были цветными, но исправлять тут ничего не понадобилось, так как черно-белый принтер автоматически перевел их в требуемое состояние.

Цветную обложку книги «Уроки рисования в Microsoft Word» сделал художник издательства БГПУ. Он использовал мои рисунки для книги, выполненные в Word. Но обложку требовалось выполнить в Corel, а простого способа перевода рисунка из одной программы в другую он не нашел и, практически, перерисовал все заново. И, хотя ко мне в данном случае никаких претензий не было, я обратил внимание на возникшую проблему.

С рисунками в тексте подобных сложностей у меня не возникало, но это не значит, что все было легко и просто. Дело в том, что исходные рисунки были выполнены в четырех разных программах: Word, Photoshop, Flash, Corel. Кроме того, требовалось подготовить экранные копии элементов интерфейса всех этих программ.

Word

Здесь проблем, как будто бы нет, поскольку рисунки делались в той же программе, что и текст. Тем не менее, требовалось правильно соединить их с текстом. Это делается так.

1. Все детали рисунка необходимо сгруппировать. Вначале следует их выделить (либо щелкая на них мышью поочередно, одновременно удерживая клавишу Shift, либо обведя все целиком пунктирным прямоугольником выделения с помощью инструмента Выбор объектов). Затем на панели Рисование откройте меню Действия и выберите команду Группировать. Команда Группировать доступна также в контекстном меню, которое можно открыть, щелкнув правой кнопкой мыши по выделенным деталям рисунка. Кстати, надпись под рисунком удобнее всего вставить в автофигуру с удаленным контуром и заливкой, а затем, выровняв относительно рисунка, сгруппировать еще раз, соединив теперь уже два эти элемента: сгруппированный рисунок и надпись.

2. Щелчком правой кнопки мыши по только что созданной группе откройте контекстное меню, в нем окно Формат объекта. Выберите вкладку Положение, в ней доступны различные типы обтекания рисунка текстом: В тексте, Вокруг рамки, По контуру, За текстом, Перед текстом, а также дополнительные: Сквозное, Сверху и снизу. Можно также установить Расстояние от текста.

3. После установки всех необходимых параметров переместите рисунок в нужное положение на странице с помощью мыши или клавиш со стрелками. Если изменить масштаб отображения страниц до 25% или 10%, можно перемещать мышью рисунки с одной страницы на другую.

Photoshop

Рисунки, выполненные в Photoshop, я, прежде всего, сохранял в формате JPEG с помощью команды Файл – Сохранить как, выбрав из списка Формат строку JPEG (*.JPG;*.JPE) и установив уровень качества 8 (высокий). Такие файлы имеют небольшой объем и даже при относительно низком разрешении, например, 100 пикселей на дюйм (см. меню Изображение – Размер изображения) хорошо воспроизводятся на принтере.

Полученный рисунок можно вставить в Word, используя в меню Вставка команду Рисунок - Из файла или инструмент Добавить рисунок на панели Рисование. Когда рисунок вставлен, к нему можно применить все те действия, которые описаны выше по поводу рисунков в Word.

Flash

Казалось бы, векторные программы должны быть совместимы. Но проблемы возникают как при попытке вставить посредством буфера обмена рисунки из Word во Flash, так и из Flash в Word. В частности, рисунок не удавалось перемещать по странице и даже не удавалось распечатать. Средство от этого есть и неплохое: поэкспериментировать с окном Специальная вставкав меню Правка. В момент работы над книгой я не знал об этой возможности и обошелся другими средствами: перевел рисунки в растровый вид, вставив их в программу Photoshop. Чтобы вставить рисунок посредством буфера обмена в рабочую область Photoshop, нужно предварительно выделить и скопировать его в программе Flash, затем в меню Файл выбрать команду Новый, в окне Имя ввести имя файла и нажать кнопку OK. После этого в меню Редактирование следует выполнить команду Вклеить. Как сохранить полученный файл в формате JPEG и что с ним делать дальше см. выше.

CorelDRAW

Рисунок из CorelDRAW в Word вставить можно с помощью окна Специальная вставка в меню Правка. Но если рисунок сложный и с применением градиентов, возможны проблемы, вплоть до зависания компьютера. При попытке разгруппировать вставленный рисунок градиентные заливки распадаются на отдельные элементы, более того, из-за того, что в CorelDRAW форма градиентных заливок не зависит от формы контура фигуры, при переносе в Word может образоваться хаотический набор заливок и контуров. Поскольку условие было только одно: добиться приемлемого изображения на принтере, я также как и в случае с рисунками из Flash, перевел изображения в формат JPEG с помощью программы Photoshop. Между прочим, с такой задачей и Paint прекрасно справляется.

Экранные копии

Прежде всего, необходимо открыть ту программу, элементы интерфейса которой требуется скопировать. Копия экранного изображения осуществляется клавишей Print Screen, расположенной в верхней правой части клавиатуры. После нажатия этой клавиши следует открыть Photoshop или Paint и сохранить рисунок в нужном формате. Часто требуется вырезать изображение какой-либо кнопки из полноэкранной копии. В этом случае используются инструменты выделения (Область выделения, Лассо, Волшебная палочка); выделенный фрагмент затем копируется (Правка – Копировать), создается новый файл (Файл – Новый) и в него вставляется копия фрагмента (Правка – Вставить). В программе Photoshop есть и более удобный для таких целей инструмент Кадрирование.

Некоторые элементы интерфейса удается скопировать отдельно от всего окружения, для этого нужный элемент активизируется, затем используется сочетание клавиш Alt + Print Screen.

Полученные рисунки я сохранял в формате JPEG.

Теперь о второй книге.

«Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, CorelDRAW, Flash»

В издательство «Питер» я прислал несколько глав из книги «Уроки рисования в Microsoft Word» в том виде, в каком они уже были изданы в университетском издательстве. В дальнейшем было изменено название, переработан и дополнен текст, но на первой стадии потребовалось переделать представленные мной рисунки, выполненные в разных программах, в приемлемые для издательства форматы. Соответственно, и здесь с каждым типом рисунков были связаны специфические проблемы.

Текст рукописи, как и в университете, требовалось представить в Word (правда, с использованием специального шаблона). Однако верстка выполнялась в какой-то другой программе и это, в общем, была уже не моя забота. Рисунки я должен был представить в отдельных файлах, а также в правильном порядке вставить в текстовый файл рукописи. Но самое главное, все рисунки должны были быть переведены в форматы TIF или CDR. В итоге CDR требовалось перевести в EPS, но мои самостоятельные попытки создания файлов в этом формате были признаны неудовлетворительными.

Некоторые из иллюстраций были изначально выполнены мной в программе CorelDRAW и сохранены в формате CDR. Эти файлы переделывать не потребовалось.

Итак, проблемными в данном случае оказались рисунки, выполненные в Word, Photoshop, Flash, а также экранные копии.

Word

Результаты моих первых попыток вставить рисунки из Word в CorelDRAW через буфер обмена (используя команды Копировать и Вставить) мне не понравились. Поэтому я решил перевести рисунки из векторного в растровый вид с помощью Photoshop и сохранить в формате TIF. Однако качество полученных рисунков, в свою очередь, не понравилось руководителю проекта.

Мне был подсказан способ копирования из Word в CorelDRAW с помощью команды Edit – Paste Special – Picture (Metafile). Способ сработал и, даже воспроизвелись все градиенты, правда в форме имитации: вместо одного объекта с плавным переходом цвета возникло множество равномерно окрашенных объектов-ступеней. Но если дальнейших поправок в рисунке не предполагается, такой вариант вполне приемлем. Эти иллюстрации в печати вышли очень хорошо. Но следует признать, что эта проблема (по крайней мере, для меня) решена не вполне: дело в том, что этот прием перевода в CDR удается только на тех компьютерах, где установлена операционная система Windows 98.

Вероятно, и перевод в TIF из Word не совсем безнадежен. Претензии к качеству связаны с размытостью, сглаженностью изображений, получающихся при вставке из буфера обмена или изначально присущей рисункам в Word. Однако, тот же эффект (или дефект) сглаживания обнаруживается и при выполнении экранных копий элементов интерфейса. Способ коррекции таких изображений мне удалось найти.

Экранные копии

Способ создания экранных копий использовался тот же, что и при работе с предыдущей книгой (см. выше). Сохранить в формате TIF можно с помощью команды Файл – Сохранить как, выбрав из списка Формат строку TIFF (*.TIF).

Рисунки требовалось перевести в черно-белый вариант. Это достигается командой Изображение – Режим – Черно-белый.

Основная проблема, с которой долго не удавалось справиться, – это сглаженность (размытость) изображения. Увеличение контрастности и резкости не давало приемлемого результата. Самый эффективный способ – выполнить команду Изображение – Установка – Постеризовать. В открывшемся окне Постеризация в поле Уровни я вводил значение 40 вместо исходного значения 50. Этого оказалось достаточно.

Photoshop

Рисунки, выполненные в программе Photoshop, пришлось доводить до требуемого уровня теми же приемами, что и экранные копии.

Flash

Рисунки (точнее, кадры анимации), сохраненные в формате FLA, мне удалось перевести в CDR с помощью команды Edit – Paste Special – Picture (Metafile), то есть, тем же способом, что пригодился для рисунков из Word. Отличие в том, что способ работает не только в Windows 98, но и в Windows XP.

Подводя итог, могу сказать, что опыт такого рода был полезен. Результатом были не только мои собственные книги, но и издания по различным темам дипломных работ, подготовленные студентами художественно-графического факультета БГПУ и выпущенные университетским издательством.

Вероятно, многих авторов все эти проблемы не волнуют вовсе. Если выполнить рисунок карандашом или акварелью, забот, наверное, будет меньше (казалось бы, должно быть наоборот!). Но и качество рисунка в такой ситуации будет непредсказуемым.

Многое зависит и от людей, с которыми приходится сотрудничать, от того, насколько они квалифицированны, доброжелательны, заинтересованы в результатах работы. К примеру, есть такая общепринятая норма: разрешение изображения, предназначенного для печати должно быть не менее 300 dpi. Вероятно, это норма избыточна, поскольку мне не раз приходилось сдавать в цветные журналы фотографии с разрешением 100 -150 dpi. Качество при этом получалось отличное, и никаких претензий, никаких завышенных требований. Однажды я даже опубликовал в журнале около десятка иллюстраций, выполненных в программе Word. Возникала ли там проблема с переводом в другой формат или ее никто не заметил? Во всяком случае, в журнале все вышло замечательно.

И наоборот, однажды я, идя навстречу категорическим требованиям, сделал вариант рисунка с разрешением 300 dpi (первоначальный был 120). Картинка по выходе из типографии получилась вдвое меньшего размера, нечеткая и какой-то дикой расцветки. На принтере первоначальный рисунок, с меньшим разрешением вышел несравнимо лучше.

К иллюстрациям, выполняемым на компьютере, может быть самый разнообразный подход и самые разные издательские требования. Вряд ли возможно найти алгоритм на все случаи жизни. Нужно постоянно учиться и переучиваться.

5 июля 2005 года.

Николай Куприянов



Обсудить на форуме

Hosted by uCoz