анимасфера




Статьи


Н. Куприянов

Занятия анимацией – «витамин игры»
Статья опубликована в журнале "Искусство в школе", № 7, 2007 г.


Как создать мультфильм всем известно: кроме большого желания нужно иметь студию, штат художников, актёров, технических специалистов, мощные компьютеры, миллион долларов и год свободного времени.

А нельзя ли как-нибудь попроще? Можно, и даже есть несколько вариантов.

С детства помню такой замечательный фокус. Нужно разрезать по горизонтали двойной тетрадный лист, – получится длинная, согнутая пополам полоска бумаги. Развернув полоску, на нижней ее части рисуем первый кадр мультика. Снова сложив бумагу и прижав верхнюю половинку поплотнее к нижней, обводим на просвет рисунок первого кадра и дорисовываем движущиеся детали в новой позиции.

Чтобы привести этот «ролик» в движение, накручиваем верхнюю страничку-кадр на карандаш. Теперь при движении карандаша вправо открывается верхний рисунок, а при движении карандаша влево страничка скручивается и открывает нижний кадр. Что из этого можно сделать? Бегущих человечков или животных, пляшущего скелета или целый оркестр мартышек – да что угодно!

Правда, в познавательно-развлекательных книжках чаще описывается другой способ: взять блокнот, и на каждой его страничке в нижнем углу нарисовать по маленькой картинке. Получится целый «фильм» из множества кадров; чтобы посмотреть его, достаточно быстро перелистать блокнот.

Но по личному опыту скажу, что этот способ менее эффективен. Рисунки получаются мелкие, их нужно сделать много, листать страницы равномерно не получается, да и целый блокнот на этот пустяк тратить жалко. Впрочем, кому что нравится.

В моём детстве популярны были также бумажные самолётики и кораблики, но мало кто знал слово «оригами», а вводить такое баловство в школьную программу никому и в голову не приходило. Сейчас учебники по оригами – реальность, но детские анимационные студии остаются пока педагогической экзотикой.

Поэтому я немало был удивлён, увидев по уфимскому телевидению сюжет, посвященный студии «Анима». Студия уже успела к тому времени выпустить семь фильмов, не считая коротких роликов, и получить диплом и призы кинофорума «Земля и люди», проходившего в Уфе в ноябре 2006 года.



Кадры из фильмов "Ключ от Созвездия", "С днем рождения, Созвездие"

Кадр из анимационного фильма 'Ключ от Созвездия'    Кадр из анимационного фильма 'Ключ от Созвездия    Кадр из анимационного фильма 'Ключ от Созвездия 




Студия «Анима» была организована в Центре детского творчества «Созвездие» в сентябре 2005 года. Руководитель студии – Ольга Амировна Мамбетова занимается с детьми всей предмонтажной подготовкой мультфильмов. Они все вместе сочиняют сценарии, каждый делает свой вариант раскадровки, затем идет работа над фонами, разработка типажей. Всей технологической частью руководит Рамиль Мусабирович Ганеев – это съёмка отдельных кадров, эпизодов, их компьютерный монтаж, озвучивание. Разумеется, отделить одну половину процесса от другой трудно, необходимо постоянно добиваться согласованности всех деталей, согласованности и действий, и руководителей, и всех юных мультипликаторов. Взаимопонимание, сотрудничество – эти красивые и несколько стертые от частого употребления в педагогических текстах слова здесь не просто слова, а производственная необходимость.

И световые столы, и новый компьютер в студии – тоже не роскошь, а необходимость. Хорошо бы ещё иметь целлулоид и соответствующие краски. Пока этого нет, имея световые столы, можно работать на бумаге, пригодной для гуаши или акварели (это вам не тетрадный листочек). Правда, каждого персонажа, каждую деталь переднего плана приходится не только рисовать, но и аккуратно вырезать ножницами – и так для каждого кадра. Такая анимация называется аппликационной.

В сущности, при такой технологии каждый фильм представляет собой большое количество детских рисунков; хорошо уже то, что относительно большие и сложные фоновые рисунки не приходится перерисовывать в каждом кадре заново. Как признаются руководители, к этому, как и к другим способам анимации, они пришли путём интуиции, путём проб и ошибок, собирая информацию буквально по крохам.


Эскизы к мультфильму "Эй, что за город на горе "

Фон к мультфильму 'Эй, что за город на горе'    Эскиз к мультфильму 'Эй, что за город на горе'    Декорация к мультфильму 'Эй, что за город на горе' 

В самом деле, литературу, посвященную рисованной или кукольной анимации, найти сегодня очень сложно. Она и раньше была редкостью, за много лет мне удалось купить всего три подобные книжки. Сейчас можно найти довольно много практических пособий по программам компьютерной анимации. В них общие принципы и приемы искусства анимации излагаются скупо и далеко не всегда, зато специфически компьютерная информация излагается очень подробно. К сожалению, эти подробности доступны далеко не всякому, даже взрослому, пользователю. В Интернете есть замечательные сайты, но опять-таки, посвящены они преимущественно компьютерной анимации. Рецептов создания рисованных или кукольных мультфильмов практически не найти.

Познакомившись с руководителями студии, я понял, что этот пробел нужно восполнять собственными силами. С тех пор всё, что нахожу на эту тему, выкладываю на собственном сайте «Анимасфера».

В монтаже Р. М. Ганеев и юные аниматоры студии «Анима» предпочитают простую последовательность картинок; компьютерные эффекты используются очень редко. Рамиль Мусабирович считает, что для детей важно уметь работать с натуральными материалами, а не виртуально. Компьютер, имеющийся в студии, в принципе, позволяет сделать очень многое, но он один и выполнить монтаж «коллективно» в таких условиях невозможно, скорее, здесь используется коллективное обсуждение. Но что произойдет, если компьютеров будет больше?

Мне хорошо знакома противоположная ситуации. На занятиях по компьютерной графике студенты художественно-графического факультета создают анимационные ролики исключительно виртуально, всё возникает прямо на экране. Студенты, конечно, не дети, однако напрашивается сомнение: какой метод вернее – виртуальный или натуральный? Ведь для современных детей компьютерные «миры» – как дом родной. Пожалуй, нужно осваивать и то, и другое. Когда дело касалось более серьезных проектов (например, использования анимации в дипломной работе) некоторые студенты всё же не могли обойтись без карандашных эскизов, а кое-кто предпочёл даже предварительно освоить пластилиновую анимацию. Кстати, О. А. Мамбетова – тоже выпускница уфимского худграфа, но она окончила университет за год до введения на факультете компьютерной графики.

Работа в студии «Анима» начиналась с коротких роликов: «Космос» (5 секунд), «Весёлый спортсмен» (16 секунд), «Летний день» (9 секунд), «Битва за принцессу» (13 секунд). Постепенно проекты студийцев стали разрастаться по времени, усложняться технически. Появились фильмы-сказки «Шах-петух», «Мудрая сова», «С днём рождения, Созвездие!». Последняя сказка – сочинение самих юных мультипликаторов, действие её происходит в Центре детского творчества.


Анимированные фрагменты фильмов "Шах-петух" и "Мудрая сова".

      



Замечательны звуковые эффекты, например, старт и полёт спутника в одном из последних фильмов «Летающая мечта» (он посвящен космическому конструктору Королёву). В нем использован интересный приём: сочетание рисованных и натуральных (рука с карандашом) элементов. Кроме того, и технология движения персонажей в «Летающей мечте» иная – использованы картонные шарнирные марионетки. В связи с этим Ольгой Амировной специально разработаны методические рекомендации «Создание кукол на шарнирах для силуэтного и аппликационного мультфильма». Вот фрагмент этого текста, посвященный конструированию шарнира:

1. Из двух скрепляемых деталей верхнюю откладываем в сторону, а в нижней, в месте крепления, прокалываем шилом отверстие. В это отверстие вставляем кусочек тонкой проволоки, один конец которой скручен в небольшую спираль.

2. На свободный конец проволоки надеваем круглую бумажную шайбу.

3. Проволоку поверх шайбы тоже скручиваем в спиральку. Края шайбы аккуратно смазываем клеем, стараясь, чтобы ни проволочку, ни нижнюю деталь клей не задел.

4. Поверх шайбы накладываем верхнюю деталь.

Когда-то, работая в детской изостудии, я вместе с детьми тоже делал плоские марионетки. Для изготовления шарниров мы использовали обычные одежные кнопки – это гораздо проще, и с этим справлялись даже первоклассники. Но у вышеописанной методики есть одно преимущество – шарнир скрыт, замаскирован, верхняя деталь не прокалывается, а приклеивается сверху.

Опять из детства вспоминается еще одно «народное баловство на уроках» – бумажная кукла-дразнилка с высовывающимся языком и двигающимися глазами. Безшарнирная марионетка – тоже перспективная идея?


Кадры из мультфильма 'Летающая мечта'

Кадр из мультфильма 'Летающая мечта'    Кадр из мультфильма 'Летающая мечта'    Кадр из мультфильма 'Летающая мечта'

Есть еще третья технология, которую активно использовали студийцы – пластилиновая анимация. По их мнению, этот способ несколько проще, чем два предыдущих. Ну конечно, каждый кадр пластилинового ролика не требуется рисовать заново, достаточно передвигать фигурки; появляется дополнительное качество: можно менять точку съемки, использовать движение камеры. Но эта лёгкость побуждает к новым подвигам: когда слишком легко – уже неинтересно. Например, для фильма «Эй! Что за город на горе» вылепили и гору, и существовавший в древности Уфимский кремль, и леса, и поля, и реки. Регина Фатхиева в своем личном пластилиновом фильме о собаках «Первая стойка» использовала особое, «вечернее» освещение. В мультике «Ключ от Созвездия» пластилиновых героев пустили плавать на кораблике с парусом по морю. Налили настоящей воды, но она «не смотрелась», пришлось красить её гуашью в синий цвет.

Вообще занятия в анимационной студии больше каких-либо других занятий похожи на настоящую детскую игру. А игра, как известно, дело очень серьёзное. Советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: «В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».

Особенно близкой подлинному искусству является ролевая игра, например игра в куклы, в солдатики и т. п. Исследователи этого явления выяснили, что ролевая игра не формируется сама собой, ей надо обучать. Более, того, не сформировавшись в полной мере в раннем детстве, в дальнейшем способность к ролевой игре подавляется и вытесняется специализированными, механическими, приспособленными к школьному обучению или конвейерному производству, действиями.

В анимационной студии технология, механика – компонент очень важный, но не самодовлеющий, он подчинен сюжету, содержанию фильма, ролевому поведению персонажей.
Кадры из фильмов  "С днем рождения, Созвездие",  "Первая стойка", "Приключение на прогулке".

Кадр из анимационного фильма 'С днем рождения, Созвездие'     Кадр из анимационного фильма 'Первая стойка'     Приключение на прогулке



В студию «Анима» нередко приходят дети с очень слабыми изобразительными навыками, иногда приходилось даже обращаться за помощью к более опытным рисовальщикам в изостудию. И им, конечно с удовольствием помогали. Вообще работа студии привлекает внимание всех посетителей центра детского творчества. Есть в ее работе какой-то «витамин», которого многим не хватает.

Парадокс: не хватает «витамина игры» творческим детям, тем же юным художникам. Может быть, иной юный аниматор и рисовать-то совсем не умеет, а есть в нем энергия выдумщика и притворщика, – и он приходит делать мультфильмы. Но здесь и критерии несколько иные: то, что сделано, должно работать, жить в кадре, быть занимательным, интересным для всех. Недостаточно нарисовать «красиво» или «правильно».

Очень удачным оказалось творческое сотрудничество Ольги Амировны с ее высшим художественно-педагогическим образованием и Рамиля Мусабировича, имеющего опыт работы на телевидении. Оба немало творческой энергии вложили в становление студии. Размышляя о перспективах, они рассказывают о том, какое оборудование, какие условия могли бы здесь быть. Планов на будущее много. Но, как минимум, нужно отдельное помещение, чтобы не переносить макеты с места на место, чтобы никто посторонний не сдвигал декорации, не трогал вылепленных персонажей.


Титры из мультфильмов студии "Анима"

Титры из мультфильма 'Шах-петух'    Титры из мультфильма 'Мудрая сова'
                                               


Когда-то кинокамера в личном пользовании была большой редкостью. И детские киностудии и мультстудии можно было пересчитать по пальцам. Сегодня, очень многие имеют и персональный компьютер, и цифровой фотоаппарат, и видеокамеру. Скоро в каждой сельской школе будет компьютерный класс с подключением к Интернету. Но стало ли студий больше? По-прежнему очень редким остаётся главное условие: руководитель, обладающий сразу многими талантами: сценариста, режиссёра, актёра, художника. И еще умением работать в любых условиях. Сколько таких людей – один на миллион, на десять миллионов? Или они просто не востребованы, никто не догадывается, что такое чудо возможно?


Кадр из мультфильма   'Битва за принцессу'

Кадр из мультфильма   'Битва за принцессу'

Hosted by uCoz