анимасфера




Взаимодействие искусств в анимации




Обращение к читателям журнала "Искусство в школе" в связи с тематическим выпуском "Взаимодействие искусств в анимации"

Текст в № 6 за 2006 год        Текст в тематическом выпуске


К читателю

Всякий раз, когда в неофициальной обстановке заходит разговор об "основном" и "дополнительном" образовании, кто-нибудь непременно скажет: "Еще неизвестно, какое на самом деле основное! Кто из нас помнит, чему нас в школе учили? А увлечения оставили след на всю жизнь, и для многих стали профессией".

Пожалуй, главное в так называемом дополнительном образовании - это свобода выбора и самоопределения которую, сколько ни толкуй об "индивидуальных траекториях", крайне трудно осуществить в условиях традиционной школы. Ведь она изначально создавалась как система обучения всех всему. Это обязательное образование необходимо для передачи культуры из поколения в поколение, для удержания общего культурного контекста и уровня и т.д. Но столь же необходимо и свободное образование, где ребенок пробует себя в разных вилах творчества, познает себя в мире, в культуре, делает то, что ему ближе всего, готовится выбрать путь на всю свою долгую жизнь.

А тем, кто занят педагогикой искусства, надо особенно пристально присматриваться к возможностям дополнительного образования еще и потому, что попытки выдавить искусство из основной школы не прекращаются у нас ни при каком экономическом строе и в обозримое время едва ли прекратятся. С этой точки зрения тот факт, что детское анимационное творчество выжило и, кажется (скажу шепотом, чтобы не спугнуть), готовится вступить в период подъема, внушает надежду.

Не стоит долго объяснять, какие воспитательные и художественно-образовательные возможности несет анимация. Это - родство и взаимодействие всех искусств (чему и посвящен наш: выпуск); это ~ близость к игре и разнообразие чувственного опыта в работе с разными материалами (что так важно для малышей); это ~ возможность осваивать "взрослые" способы деятельности и получать общественно признаваемый результат (возможность, особенно привлекательная для подростков). Это - разновозрастное сотрудничество, которое воспитывает и обогащает всех участников, включая взрослых. И, пока в перспективе, возможность реальной совместной работы над фильмом мастера и "подмастерьев" разного уровня (а более успешной педагогики искусства история не знает). И большие терапевтические возможности анимации, которые осваивают некоторые чуткие педагоги... Всего не предусмотришь и не перечислишь.

Мы верим, что этот дополнительный, "подарочный" выпуск, который мы уже в третий раз издаем при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, поможет творческому взаимодействию между студнями, занятыми общим делом, и привлечет внимание к анимации в гуманитарно-художественной педагогической среде. Мы очень заинтересованы в этом, поскольку надеемся в будущем представить более широкую панораму анимационного движения в нашей стране (и не только), рассказать о его истории, педагогических установках и многообразной практике. Просим всех, кто работает в данной области, принять участие в будущих изданиях. Подробнее о наших планах читайте в № 6 журнала, который вы получите одновременно с дополнительным выпуском.

Что касается самого этого выпуска, то его название ясно говорит о содержании, и комментарии на этот счет не требуются. Среди наших авторов ~ мастера искусств разных поколений. Признанный режиссер и педагог Л.Носырев и художник-постановщик В.Кудрявцева говорят о собственном пути в искусстве и о различных этапах и аспектах сложной работы над мультфильмом. Молодой режиссер Е.Скворцова рассказывает о своем ярком дебюте в анимации. Читатель знакомится также с важными высказываниями и примерами творчества других мастеров: Ю. Норштейна, Ф. Ярбусовой, Г. Бардина, Э. Назарова.

Большая часть материалов номера - это статьи руководителей и работников анимационных студий. Они с педагогических позиций анализируют особенности мультипликации, размышляют о способах работы с детьми и, конечно, сопровождают это выразительными иллюстрациями. У нас представлены старейшие, заслуженные студии - "Аистята" (Москва), "Веснянка" (Днепропетровск). Обращает внимание, как дружно откликнулись на наш призыв педагоги новосибирского региона. Видно, не случайно именно там, на базе студии "Поиск" проходит фестиваль "Жар-Птица", участники которого не столько состязаются друг с другом, сколько учатся друг у друга и у мастеров. Недавно, наряду с всероссийской "Жар-Птицей", зародился и региональный фестиваль, который поможет возникающим студиями перенимать опыт друг друга и искать собственные пути. Кажется, анимация начинает "прирастать Сибирью", а может быть, Сибирь ~ анимацией. Надеемся, что это поветрие распространится и на другие территории, и география наших будущих номеров будет становиться все обширнее.

Может быть, совместными усилиями мы сумеем объяснить, сперва на региональном, потом и на федеральном уровнях, какие хорошие анимационные фильмы могут делать дети, когда у них хорошие учителя. И вместо грубо сработанных, неприятных и небезвредных глупостей, которыми взрослые частенько пичкают детей в кино и по телевидению, на большие и малые экраны начнет проливаться целительный свет детского творчества...

Следите за нашими публикациями, откликайтесь, сотрудничайте с журналом "Искусство в школе"!

А. Мелик-Пашаев



Адрес редакции: 123290 Москва, Шелепихинская наб., д. 2 а, МГППУ, ред. журнала "Искусство в школе".
Тел. 202-87-56
Эл. почта: melik-pashaevmtu-net.ru
Главный редактор Мелик-Пашаев Александр Александрович



Hosted by uCoz